О святом благоверном князе Александре Невском

1130
Фото

Об Александре Невском, 800-лет со дня рождения которого мы празднуем в этом году, очень много говорят. Мы все учились в школе, и помним, как учителя истории рассказывали нам об этом великом человеке. Чаще всего акцент делался на том, что он успешный дипломат, выдающийся правитель, который много потрудился для сохранения земли; полководец, не потерпевший ни одного поражения в бою.

Но в первую очередь Александр Невский был святым человеком. Не зря благоверного князя прославила Святая Церковь. Он стоял на страже своего народа, делал все, чтобы люди под его началом жили хорошо. Князь Александр защищал русских людей, защищал землю Русскую. Во время земной жизни благоверного князя в нашей стране было две беды: Орда — с востока, и чуждая культура, которую пытались навязать с запада.

Русь находилась под гнетом Орды. На нашу землю совершались постоянные набеги, терпеть это было невыносимо. Но с запада, по мнению князя Александра, надвигалось большее зло. Войны со шведами и немцами носили не только завоевательный характер. Эти наступления проводились, чтобы поработить ум нашего народа, насадить иную веру.

Орда не порабощала разум. Она не запрещала людям верить в Бога, не разрушала храмов. На нашей земле сохранились храмы и монастыри домонголького периода. Позиция Орды была проста: платите дань, отдавайте десятину (золото, серебро, продукты), а веру оставьте себе. А людям, которые шли с запада, не нужны были наши деньги, не нужны были наши богатства. Они хотели насадить свой латинский обряд, свою веру, стремились поработить ум русского человека.

Святой благоверный князь Александр не захотел, чтобы нашим умом кто-то управлял. Желанием сохранить самое дорогое, самое святое, что было у нашего народа, был обусловлен выбор, который сделал Александр Невский. Он пошел войной на тех неприятелей, которые шли с запада для того чтобы сохранить веру православную в нашем народе.

Наверное, не каждый бы поступил так, как поступил благоверный князь. Другой бы на его месте сказал: пусть западные люди придут, навяжут свои ценности, но зато помогут изгнать полчища орды, избавят нас от необходимости платить дань. В этом случае мы станем «свободными».

Почему благоверный князь Александр не выбрал такую свободу? Ответ мы находим в евангельском отрывке, который достаточно часто читается за Божественной литургией.

Ко Христу пришел юноша и спросил: что ему сделать, чтобы спастись?

Господь ответил: соблюдай заповеди: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя.

Юноша сказал в ответ, что все это он соблюдал с детства.

Так же поступал и святой благоверный князь Александр. Только помимо всего этого он в своей жизни исполнил и то, что Господь повелел исполнить юноше, о котором мы слышим в Евангелии.

Христос говорит: «Продай имение твое, деньги отдай нищим, и следуй за Мной». Увидев, что юноша опечалился, Иисус заключает, что трудно богатому войти в Царство Небесное.

Многие эти слова Христа понимают буквально, полагая, что человеку, имеющему материальное богатство, сложно спастись. Но смысл слов Христа намного глубже. Господь говорит не только о материальном богатстве, которое было у этого юноши, а оно было, безусловно. Но Христос бы не обратил на это внимания, если бы богатство не тяготило этого человека, если бы человек не был к нему пристрастен. Этот юноша любил Бога, соблюдал Заповеди, которые дал Господь. Но от Христа он ушел опечаленный. Он не смог раздать имение нищим, не смог освободиться от того, к чему был привязан.

Господь хочет каждого из нас спасти. Он хочет, чтобы мы не прилеплялись в этой жизни ни к чему земному, чтобы мы могли легко и непринужденно расстаться со всем, что нас окружает, и последовать за Ним.

Каждый из нас знает, к чему он больше всего привязан в этой жизни. Кого-то тяготят страсти и грехи, которые относятся к Заповедям. А многих других тяготит иное. Нам хочется хорошо одеваться, нам хочется хорошо питаться, нам хочется иметь хорошую зарплату, хорошую работу, положение в обществе. Но Господь говорит, что все это нам может помешать, если наше сердце к этому прилепится. Мы должны прилепляться ко Христу в первую очередь. И только находясь с Богом, мы сможем все временное от себя отодвинуть.

Однажды все земное, к чему мы так стремились, станет ничем. Когда мы с вами доживем до глубокой старости, и нас будут ждать несколько метров земли, все нажитое нам будет не нужно. Ни деньги, ни вещи не принесут нам никакого успокоения. Мы это с собой не заберем.

Когда мы придем к Богу, что мы Ему скажем? Он спросит: соблюдали ли Заповеди? Почитали ли родителей? Не убивали, не крали, не обманывали, не поносили и не осуждали других? Что мы ответим?

Мы захотим принести Богу что-то доброе. А что доброго мы можем принести? Хоть что-то благое мы сделали в этой жизни? Мы помогали нищим, убогим, немощным? Сколько людей страждущих вокруг нас… Сколько людей жаждет нашей помощи, хотя бы нашего доброго слова…

Мы хоть кому-то что-то доброе сделали? Если нет, то что же мы принесем Богу? Работу? Зарплату? Материальные блага? Никогда это Богу не будет нужно. Господь заботится о нас. Господь дает нам блага в этой жизни. Но наша внутренняя жизнь разрушится, если земные блага будут затмевать блага вечные, если они будут заслонять Бога.

В одном из патериков было написано, что мы хотим, чтобы Господь отвечал на наши просьбы, чтобы Он слышал нас каждый день нашей скорби, чтобы Он был всеблагим и всеведущим, когда нам нужна Его помощь. Но когда мы совершаем тот или иной грех, мы стараемся о Боге не думать. Мы хотим скрыть от Бога свои прегрешения, и сами хотим скрыться и спрятаться, как спрятались Адам с Евой в райском саду. Но Господь все равно видит нас. Он видит не только внешнее, но и тайное. Он знает наши помышления. Он знает, к чему движется наше сердце — к доброму или плохому.

Благоверный князь Александр Невский все Заповеди исполнил. Имение его не отягощало. Князь Александр спокойно относился к своему положению. Он верил в Бога, и все делал для благополучия своего народа. И умер благоверный князь не во дворце, а в дороге. Сколько времени он находился в Орде, чтобы хоть как-то облегчить тяжелый оброк, который была вынуждена платить Русь… Сколько страданий, поношений, уничижений ему наносили... Но святой Александр все это без ропота перенес. Он был великим князем, хозяином Земли Русской.

Александр Невский принял праведную кончину, и сегодня мы почитаем его святым. Вся его жизнь — урок для нас. Урок заключается в том, чтобы все главное в своей жизни мы обращали к Богу, а ничего другого нам было бы не нужно.

Пусть святой благоверный князь Александр Невский, чью память мы в этом году сугубо совершаем, будет нам заступником и помощником в этой жизни!

Новости по теме

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612) Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612)

Память 17 февраля / 2 марта, а также 12 / 25 мая (прославление), 5 / 18 октября (Собор Московских святителей). На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612) Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612)

Память 17 февраля / 2 марта, а также 12 / 25 мая (прославление), 5 / 18 октября (Собор Московских святителей). На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года

Общероссийский крестный ход в честь 600-летия явления Годеновского Креста прибудет в Казань
Анонсы и объявления 9 октября 2023
Общероссийский крестный ход в честь 600-летия явления Годеновского Креста прибудет в Казань

10 октября в Казань прибудет общероссийский миссионерский крестный ход, посвящённый 600-летию явления Креста Господня близ села Годеново.

«Преподобный Сергий никогда не оставлял свой народ!»
Публикации 7 октября 2023
«Преподобный Сергий никогда не оставлял свой народ!»

Преподобный Сергий Радонежский — удивительный святой, спаситель нашего Отечества преподобный. Святых такого уровня во всем мире на пальцах одной руки можно сосчитать. То, что он сделал для России своей христианской жизнью переоценить невозможно.