Публикации

Как помочь человеку обрести веру и привести его в храм?

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
иеромонах Кирилл (КОРЫТКО)
Как помочь человеку обрести веру и привести его в храм?


«Никакой грех, содеянный человеком, не может затмить милосердие Божие»

«Как помочь человеку обрести веру и привести его в храм?», — такой вопрос задала настоятелю прихода преподобного Серафима Саровского города Казани иеромонаху Кирилл (Корытко) прихожанка храма. Отец Кирилл ответил на вопрос, рассказал о жизни в лоне Церкви, об осознании собственной греховности и о милости Божией к каждому кающемуся грешнику.

Помочь человеку прийти в храм можно молитвой и личным примером. Лучший пример — наша собственная жизнь. Жить по-христиански надо не только, когда мы находимся в храме среди братьев и сестер. А то в храме мы одни, дома — другие, на работе — третьи, в транспорте — четвертые, на улице и в магазине — пятые. Разница в нашем поведении заставляет усомниться в нашей церковности. Дома и на работе мы должны быть такими же, как в храме. Если мы сами будем стремиться быть достойными христианами, то и наши ближние и дальние будут видеть в этом смысл.

Окружающие нас люди часто говорят: «Ты ходишь в храм, а что толку?». Приходят родители и жалуются, что не могут привести детей в храм. Начинаешь разбирать ситуацию, и оказывается, что все «белые и пушистые» в платочках только в храме. Бывает и так, что близкие не могут сразу привыкнуть к изменениям в образе жизни человека, который начинает воцерковляться. Люди помнят, как этот человек жил до этого, а он хочет, чтобы вместе с ним все вокруг по щелчку изменилось. «Я ведь теперь верующий, в платочке, с четками, с коленопреклоненными молитвами…».

Пытливый человек всегда найдет Бога. Ученые своим умом доходили до понимания того, что Бог есть. В Ярославле у меня была знакомая кардиохирург, пожилая женщина советского воспитания, в Бога не верила. Но стала делать операции на сердце и начала верить. Вот оно — человеческое сердце, как оно может быть само по себе? Оно не могло возникнуть из ничего. Через эти осознания врач пришла к вере.

Каждому человеку Господь являет свое чудо. Это необязательно должно произойти явно. Мы, конечно, хотим, чтобы с нами случилось нечто яркое и заметное. И в поисках чего-то неординарного перестаем обращать внимание на благодеяния и милости, которые Господь посылает нам каждый день. Каждый человек — уже чудо. Каждый, кто живет по Заповедям — чудо.

Жизнь в лоне Церкви всегда будет неким диссонансом для остального мира. Самый последний грешник в храме будет нравственно выше того, кто не соприкоснулся с Истиной. Человек, который прочитал Евангелие, будет более нравственным, чем человек, который находится вне ограды церковной. В ограде церковной может быть циничный человек, но его нравственность будет выше, чем у людей, которые пока еще не встретились со Христом. Человек, познавший Бога, понимает, что такое грех, чувствует разницу между тем, что хорошо, а что — нет. Спрос с такого человека будет выше.

Конечно, человек может не ходить в храм, и быть при этом нравственным. Нравственность заложена Богом. Господь вдохнул жизнь в каждого человека, а не только в того, кто вошел в Церковь через Крещение. Это является залогом нравственности. Живя без Бога, человек дух Божий из себя выжигает, нравственность уходит. Но человек, живущий в Церкви, все равно более нравственный.

В так называемых тайных молитвах, которые священник произносит во время Литургии, есть такие слова: «Прости мне мои прегрешения и людские невежествия». Содеянное священником именуется грехом, потому что он понимает, что делает. А содеянное мирянином называется невежествием. Святитель Иоанн Златоуст не объединяет людей, предстоящих в храме, и священников. Так же можно разделить людей, которые ходят в храм, и которые никогда не переступали порога храма.

Церковный человек, совершающий грех, знает, что он делает. Он осознает, что идет против Бога, против человека, он делает это осознанно. С христианина и спрос выше, потому что христиане осознанно согрешают, а остальные — по неведению.

«Грех юности моей и неведения моего не помяни, Господи…». В юности человек не отдает отчета содеянному. Дети до семи лет не исповедуются, так как у них нет осознания греховности. Они согрешают не специально. Но по мере взросления все меняется. После семи лет ребенок начинает осознавать, что поступает неправильно. И мы с вами все прекрасно осознаем. Человек, который ходит в храм и постоянно исповедуется, совершает грех. А идентичный поступок нецерковного человека является невежествием.

От этого понимания порой становится страшно. Но всегда есть надежда на милость Божию. У верующих людей есть стремление быть с Богом. Господь это стремление никогда не посрамит. Никакой грех, содеянный человеком, не может затмить милосердие Божие.

Теги:
духовная жизнь
любовь Божия
Бог и человек

Все публикации