Публикации

Казанско-Богородицкий монастырь — место явления великой святыни России

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Анатолий ЕЛДАШЕВ
Казанско-Богородицкий монастырь — место явления великой святыни России

Казанская икона Божией Матери — одна из главных русских святынь. Она была обретена в Казани в царствовании Иоанна Грозного в 1579 году. История почитания Казанского образа связана с важнейшими событиями русской истории. С Казанской иконой в 1612 году Москва была освобождена от польско-литовских интервентов. В царствование династии Романовых Казанская икона становится важнейшей государственной святыней. Общерусское празднование Казанскому образу установлено царем Алексеем Михайловичем в 1649 году. Списки Казанской иконы получили широчайшее распространение на всей территории огромного русского государства. В современной России Казанская икона является символом государственного значения.

История церковной жизни вообще, а монастырская, в частности, являются неотъемлемой составной частью истории развития любого государства и общества, имеющих конфессиональные сферы бытия.

Россия — именно такое государство с глубокими традициями в религиозной сфере. Изучения интереснейших процессов в истории русской православной церкви имеют серьёзное значение для исследования культурной, социально-экономической и политической жизни страны в целом. Снятие в новейшее время идеологических запретов в России открывает широкий простор для научных исследований в данном направлении.

Русская православная обитель...

Много самых разных чувств возникает у человека, прочитавшего эти три слова. Без православных монастырей нельзя представить себе Россию — нашу Святую Матушку-Русь.

На протяжении всей истории страны в русских монастырях всегда собиралось всё самое лучшее: люди — прославившиеся на весь православный мир подвижники благочестия; бесценные сокровища русской культуры — храмы, книги, настенная живопись, иконы, священнические облачения, церковная утварь; благочестивые обычаи и правила — безвозмездная помощь нуждающимся, духовное воспитание и старческое руководство верующих.

Русская православная обитель — это и чудотворные иконы, цельбоносные мощи святых угодников Божиих, благодатная помощь и исцеления от которых не поддаются исчислению. Православный монастырь — это прообраз, отблеск Царствия Божия на земле, место, где таинственно соединяется Церковь воинствующая, земная и Церковь небесная, торжествующая.

Русский народ всегда любил монастыри, находя в них место для отдохновения от мирских забот, источник душевного мира и спокойствия, укрепления духа и очищения души. Одной из таких святых обителей и являлся Казанский Богородицкий первоклассный женский монастырь.

Явление чудотворной Казанской иконы Божией Матери

Возникновение монастыря связано с обретением одной из главных святынь Русской Православной церкви, самой почитаемой в прошлом и сейчас Казанской чудотворной иконы Божией Матери. 23 июня 1579 года Казань пострадала от страшного пожара, начавшегося недалеко от Кремля у церкви Николы Тульского, во дворе царского воина Даниилы Онучина. Выгорел почти весь посад. Огонь перекинулся и за крепостные стены, причинив кремлевским постройкам значительный ущерб. Пожар вызвал брань на христиан. Для укрепления православной веры Бог «яви от земли» икону Богородицы с Младенцем Христом

Когда Даниил Онучин вознамерился начать постройку нового дома на своём пепелище, десятилетней Матроне, дочери простого стрельца стала являться икона Божией Матери.

В первый раз при явлении своем отроковице во сне, Богоматерь изрекла ей, что икона сокрыта в земле на том месте, где стоял дом их и повелела сообщить об этом архиепископу и воеводам. Девочка только спустя некоторое время поведала об этом матери. Мать же, женщина простая и загруженная работой не поняла смысл рассказанного и не обратила должного внимания.

Тогда икона явилась во сне девочке во второй раз. Матрона вновь поведала матери свой чудесный сон и с того времени не переставала повторять о видении, которое занимало всю её душу. Но по-прежнему мать оставила без внимания слова дочери. Наконец икона явилась Матроне в третий раз.

Это произошло следующим образом: однажды девочка, во время сна сверхъестественной силой была перенесена из своего дома на середину двора, где увидела икону пресвятой Богородицы, от лица которой исходили огненные лучи, столь грозные, что Матрона боялась сгореть от них. От иконы слышался страшный голос: «Если ты не поведаешь глаголов моих, я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь».

От этого страшного видения девочка пала на землю и долго лежала, как мертвая. Придя в чувство, она громко стала звать мать свою, рассказала ей услышанное от иконы Богоматери и просила немедленно идти к воеводам и архиепископу.

Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России

Только после этого мать вняла мольбам дочери и вместе с ней отправилась к казанским градоначальникам — князю Андрею Ивановичу Нотреву и дьякам Михаилу Битяговскому и Василию Шулепину. Девочка подробно поведала им троекратное явление ей иконы Богоматери, пересказала всё, что говорила ей Владычица во время своих явлений, и указала место, где хранится икона.

Но воеводы не только не поверили сказанному, но, кажется, и посмеялись над ней и матерью, которые со слезами вышли от них и отправились к Казанскому архиепископу Иеремию, бывшему архимандриту Казанского Спасо-Преображенского монастыря. Но архиепископ также не поверил рассказчице.

Вернувшись домой в 12-ом часу пополудни (а это было 8 июля), мать сама взяла заступ (мотыгу) и начала копать землю в том месте, какое указала ей дочь. Копала она долго, но всё безрезультатно. Вскоре к ней присоединились другие люди, но успеха никто не имел. Тогда уж сама Матрона взяла заступ и начала копать в том месте, где в доме Онучина стояла печь. И вот на глубине двух локтей (около метра) показалась икона пресвятой Богородицы с предвечным Младенцем на руках, завернутая в рукав ветхой одежды, из сукна вишневого цвета, светлая, без малейшей порчи дерева и красок, как будто только недавно писанная.

По версии известного современного исследователя истории Казанской иконы Чугреевой Н.Н., ссылаясь на Пискаревский летописец (составлен в 1620-е годы) на основании неизвестных источников и устных преданий — икона была сокрыта девицей, приехавшей в Казань после 1570 года из Великого Новгорода. Перед смутой она сокрыла икону в земле, т.к. в это время христианская вера стала подвергаться в Казани поруганию.

Обретенная икона, как оказалось впоследствии, была списком с чудотворной иконы Богоматери, известной под именем Одигитрии. Весть о чудесном обретении иконы немедленно разнеслась по всему городу, и жители Казани поспешили на пепелище Онучина. Получили сие известие воеводы и архиепископ, которые также прибыли сюда и со слезами просили пред святой иконою Богоматери прощения за своё неверие. Среди собравшихся присутствовал и Ермолай, священник Николо-Гостинодворской церкви, а впоследствии Казанский митрополит и Патриарх Всея Руси Ермоген. Он испросил у преосвященного Иеремии дозволение принять из земли на свои руки обретенную икону и понёс её в сопровождении духовенства и народа, по повелению архиепископа, в ближайшую церковь свт. Николая.

Историю явления Иконы мы знаем благодаря «Повести» очевидца событий священномученика патриарха Ермогена, тогда митрополита Казанского и Свияжского. «Повесть» завершена к 1594 году к освящению каменного храма Казанского девичьего монастыря. Повесть называется: «Месяца Июля в 8 день. Повесть и чудеса Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея явления образа иже в Казани списано смиренным Ермогеном митрополитом Казанским». Она сохранилась в авторской рукописи в Государственном Историческом музее.

По совершении в этом храме молебствия, икона с торжеством была препровождена в Благовещенский собор и по пути шествия явила первое чудо — исцелив слепца Иосифа, который уже три года ничего не видел. Другой слепец Никита получил тоже благодеяние от Владычицы, обрел зрение по принесении иконы в собор. Так начались чудотворения от Казанской иконы Божией Матери.

На другой день в соборном храме совершена была литургия. Архиепископ и градоначальники, сняв список с новоявленного образа и описав обретение его и чудеса от него, отправили всё это в Москву, к царю Иоанну Васильевичу Грозному. Царь на месте обретения иконы повелел соорудить деревянный храм во имя новоявленного образа, устроить девичий монастырь для сорока инокинь и здесь поставить икону.

По легенде первой инокиней, а затем настоятельницей монашеской общины стала Матрона, в монашестве Мавра.

Царь Феодор Иоаннович повелел выстроить в девичьем монастыре вместо деревянного каменный храм, заложенный в Неделю жен-мироносиц 14 апреля 1594 г. и освященный 27 октября 1594 года. От иконы продолжали совершаться чудеса.

Тогда же Феодор Иоаннович повелевает обложить чудотворный образ Богоматери золотом и драгоценными камнями из царских сокровищ. Императрица Екатерина II в мае 1767 года, присутствуя на литургии в Казанском девичьем монастыре, украсила венец чудотворной иконы дорогими бриллиантами.

В конце XVI века икона была известна в России, но в основном она была местночтимая и в Казани празднование совершалось в день её обретения 8 июля.

Особую славу она приобрела в «Смутное время», когда казанский отряд, отправившийся в 1611 году в народное ополчение, взял с собой список с иконы, который находился в войске князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. 22 октября 1612 года Москва была освобождена от польско-литовских интервентов.

В первый воскресный день православные москвичи ходили с иконами на лобное место на Красной площади и благодарили Бога и Пречистую Его Матерь за избавление от супостатов.

Михаил Феодорович Романов в память об этом судьбоносном для России событии установил празднование в Москве Казанской иконы Божией Матери два раза в год: в день обретения святой иконы (8 июля) и в день освобождения Москвы от польских интервентов (22 октября), с учреждением двух крестных ходов из Успенского собора во Введенскую церковь, что на Сретенской улице, где князем Дмитрием Пожарским был помещен список с чудотворного образа.

15 октября 1636 года была освящена новопостроенная церковь в честь Казанской иконы на Красной площади в Москве (ныне восстановленный Казанский собор), а 3 октября 1647 года был освящен придел во имя свт. Гурия и Варсонофия, казанских чудотворцев. С этого времени оба крестные хода стали совершать в этот собор, куда и была перенесена икона, принадлежащая ополчению князя Пожарского.

Но до 1649 года праздник в честь чудотворной Казанской иконы, кроме Казани, совершаем был только в Москве. Царь Алексей Михайлович, обрадованный рождением сына Дмитрия 21 октября 1648 года во время всенощной службы на праздник Казанской иконы Божией Матери, в благодарение Богу и пресвятой Богородице установил день 22 октября праздновать по всей России. С этого времени самодержцы династии Романовых стали считать эту икону своей покровительницей.

С этого времени чудотворная Казанская икона Божией Матери стала одной из самых почитаемых в России, тысячи приходских и монастырских церквей освящались в ее честь.

Теги:
Казанская икона Божией Матери
Казанско-Богородицкий монастырь
история Казанской епархии

Все публикации