Публикации

Проповедь митрополита Феофана после всенощного бдения в канун Недели 14-й по Пятидесятнице в Богородицком монастыре Казани

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
митрополит ФЕОФАН
Проповедь митрополита Феофана после всенощного бдения в канун Недели 14-й по Пятидесятнице в Богородицком монастыре Казани


«Самый лучший адвокат за вратами смерти — это праведная благочестивая жизнь и добрые дела»
 

12 сентября 2020 года, в канун Недели 14-й по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил всенощное бдение в Казанско-Богородицком мужском монастыре. После окончания богослужения глава Татарстанской митрополии обратился к верующим со словом проповеди.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Бывая в храме, мы нередко невнимательно слушаем то, что предлагает нам Святая Церковь. Удивительное сегодня евангельское чтение (Мк. 16:9-20)! Евангелие нам повествует, как в ночь после снятия со креста и погребения Спасителя, жёны-мироносицы, среди которых была Мария Магдалина — и в Евангелии подчёркивается, что из неё Господь изгнал семь бесов, подчёркивается одержимость когда-то этой женщины — придя ко гробу, не обрели там тела Христова. Но было явление ангелов и даже Самого Христа.

Женщины пришли и рассказали об этом с великим страхом и радостью. Апостолы же страха ради иудейска сидели взаперти. Наверное, те, кто пережил страшные, трагические минуты бесчеловечной казни — а такое было в ХХ веке и у нас — смогут понять апостолов. Рассказали им мироносицы, что жив Христос, их Учитель, что Его нет во гробе; о явлении ангела, сказавшего: что вы ищете живого между мёртвыми? (Лк. 24:5). Но апостолы не поверили. Казалось, куда яснее — они все вместе сходили и видели, и ангела видели вместе. Трудно сказать, какими словами они своё неверие выразили, но ясно одно, что не поверили.

В сегодняшнем Евангелии говорится, что Сам Христос явился самим одиннадцати, возлежавшим [на вечери], и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. Посмотрите: довольно редкое проявление отношения Христа к Своим ученикам. Он бичевал и поносил книжников, фарисеев и саддукеев, но милостиво относился к грешникам и апостолам. Но здесь, как сказано в Евангелии, Он их поносит: «Вы что, не поверили? Видев столько чудес? Вот Я перед вами стою». А после этого Он посылает их на проповедь, даёт им власть над силами поднебесными, злыми духами, даёт власть учительства. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

Зачем Святая Церковь напоминает эти истины — опять о вере, опять о Воскресении, опять о крещении... Для чего? Даже слушая Евангелие, может быть, у кого-то закралась мысль осудить: «Что же это за апостолы? Ведь явное свидетельство, что Христос воскрес, а они не верят. Нет, мы другие!» Мы не просто другие — мы другие в противоположную сторону. Апостолы, удостоверившись, что Христос воскрес и потом вознёсся, пошли проповедовать по всей земле. Практически все они за Христа умерли, кроме Иоанна Богослова, тяжёлой смертью мучеников. Но только-только они видели другое своими глазами — их Учителя убили, распяли, надругались, они видели Его умершим. У них могли быть сомнения. Но мы, спустя две тысячи лет, не верим.

Кто-то мне задаст вопрос: «Как же не верим? А зачем мы пришли сюда? Мы верим». Я задам вопрос вам и себе тоже: «Если мы верим, то живём ли так, ради чего принял поругание и бичевание, крестную смерть, погребение и схождение во ад Христос, давший нам новые заповеди, которые надо исполнять?» Вера без дел мертва (Иак. 2:20). Давайте сейчас откроем книгу сердца своего и сопоставим нашу веру и нашу жизнь: формально, по букве мы знаем заповеди Христовы, а вот по жизни нередко бываем как язычники, как атеисты, как безбожники. Ибо живём, попирая не только заповеди Божии, но и совесть, которая часто говорит, как надо жить и чего не надо делать. Но как надоедливого котёнка мы откидываем её от себя, заставляем замолчать. «О какой совести говорить? Так все живут! Моё окружение, мой мир учит другому».

И вот когда у тебя будет внутри эта борьба, вспомни о Христе, для чего Он приходил. Апостол Павел говорил: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим.7:19,24). Мы всё время откладываем доброделание «на потом, на после». Вот, многие из вас сейчас стоят в масках, потому что есть это заболевание — Covid-19. Но что будет после него? Мы знаем, что никто не избежит врат смерти — ни святой и ни грешный, ни бедный и ни богатый, ни начальник и ни подчинённый. И это момент наступает очень быстро. Те из вас, кто постарше, успели заметить, как пролетели семьдесят, а то и больше лет? Кажется, всё совсем недавно было. И вот мы вступаем на порог, о котором сказал пророк: дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим (Пс. 89:10). А дальше никакие адвокаты не помогут. Самый лучший адвокат — это праведная благочестивая жизнь и добрые дела. Но всё это строится на вере в Бога, в Его всесильную помощь, в Его благодатное, спасительное покровительство.

Дорогие братья и сёстры! Я говорю вам и напоминаю себе: загляни в своё сердце, оглянись на тропинки жизни своей и сравни, живая твоя вера или полумёртвая. Вера без дел мертва. Аминь.

Теги:
митрополит Феофан
слово митрополита Феофана
проповеди
вера в Бога
духовная жизнь

Все публикации