Публикации

Богословие как поиск истины и как инструмент межрелигиозного диалога

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
митрополит ФЕОФАН
Богословие как поиск истины и как инструмент межрелигиозного диалога

Доклад митрополита Казанского и Татарстанского Феофана на международной научно-практической конференции «Пути достижения межрелигиозного мира: роль богословов, дипломатов и общественных деятелей», состоявшейся в Москве 25 марта 2019 года

Дорогие участники и гости международной научно-практической конференции!

Межрелигиозный мир, взаимоуважительные отношения между представителями разных религий — это, безусловно, один из показателей зрелости гражданского общества. Именно поэтому согласие между представителями разных религиозных общин всегда находится под прицелом у тех, кто старается разрушить поступательное общественное развитие.

Мы сегодня с Вами собрались для того, чтобы обсудить те пути, которыми мы могли бы избежать каких-либо конфликтов на религиозной почве. И мне, как главе Татарстанской митрополии и ректору Казанской духовной семинарии, хотелось бы проиллюстрировать на примере истории и современности Татарстана пути достижения межрелигиозного мира.

Сперва хотелось бы остановиться на роли богословов в этом непростом деле. Само слово «богослов» в православной традиции имеет несколько значений. Так называют тех, кто профессионально занимается богословской наукой, ее преподаванием, изучением того или иного аспекта религиозного вероучения. Но мало богословские истины знать, их нужно еще и уметь реализовать в своей жизни. Поэтому богословом в подлинном смысле можно назвать тех, кто не только говорит о Боге, но и соблюдает Божественные заповеди, ведет духовный образ жизни, в основе которой лежит молитвенно-аскетическая практика, кто стремится к богообщению. Святитель Григорий Богослов по этому поводу замечает: «Итак, не всем это (богообщение) доступно, а только тем, которые испытали себя и провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили душу и тело, или, по крайней мере, очищают. Ибо для нечистого, может быть, небезопасно прикоснуться к чистому, как для слабого зрения — к солнечному лучу».

В Евангелии от Иоанна приводятся слова Иисуса Христа: познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8:32). Именно к поиску божественной истины призван христианский богослов, которого Господь Иисус Христос, воплощенная истина (Ин. 14:6), делает свободным от ненависти, насилия, вражды и многих других грехов и преступлений, во множестве совершающихся сегодня, к великому сожалению, под прикрытием ложно понимаемых религиозных идеалов.

К этому же призывает и священный для мусульман Коран: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный» (Коран, 49:13). Достижение межрелигиозного мира предполагает изучение не только своих догматов, но и вероучения других религий, особенно тех, с представителями которых мы взаимодействуем ежедневно.

Просветительская и научно-богословская деятельность дореволюционной Казанской духовной академии — яркий тому пример. КазДА являлась крупным востоковедческим, образовательным, переводческим, миссионерским и научным центром дореволюционной России, влияние которого распространялось на всю восточную часть Российской империи. Ее наследием до сих пор пользуются богословы многих вероисповеданий, ведь ее представители занимались изучением вероучительных и нравственных основ не только христианства, но и ислама и буддизма (ламаизма), а также языческих культов, языков и религиозных верований народов России. Остановимся лишь на некоторых наиболее известных и ярких личностях.

Николай Иванович Ильминский (1822–1891) — выдающийся миссионер, востоковед, переводчик и филолог. Был принципиальным сторонником обучения народов на родных языках и противником принудительного обращения в иную веру. Призывал снять все ограничения на религиозную деятельность мусульман. Был создателем понятного алфавита для простых тюркоязычных людей на основе кириллицы. С целью более основательного изучения восточных языков, истории и учения ислама Ильминский не побоялся отправится на два с половиной года в мусульманские страны (Египет, Палестина, Аравия, Сирия и др.) Сегодня может показаться, что ничего удивительного в этом нет. Однако это был первый в России случай, когда преподаватель духовного учебного заведения был отправлен в зарубежную научную командировку в страны Ближнего Востока.

Алексей Александрович Бобровников (1822–1865) — один из первых знатоков монгольского и калмыцкого языков, буддийского вероучения и философии. В 1846 году он был командирован в Калмыцкую степь на три месяца для составления грамматики калмыцкого языка, описания буддийско-шаманских верований и обрядов калмыков. В 1856 году составил «Курс буддийского учения».

Гордий Семёнович Саблуков (1803–1880) — знаменитый востоковед, исламовед и переводчик. Именно он стал автором первого научного перевода Корана с арабского языка на русский. До него уже предпринимались попытки перевода Корана, но именно его перевод был впервые напечатан крупным тиражом. Также являлся автором многих работ об исламе.

Михаил Александрович Машанов (1852–1924) — профессор Казанской духовной академии, миссионер, исламовед. В его жизни также была непростая командировка в восточные страны. Несмотря на многочисленные трудности жизни в чужой среде, болезни и недоверчивое отношение местного населения Машанов проявил огромный интерес к приобретению редких и ценных сочинений на арабском языке для востоковедов, занимающихся изучением ислама по достоверным источникам. Особое внимание в своих научных изысканиях на Востоке Машанов уделял изучению мусульманского права (фикха) и вероучения. Все это способствовало формированию его углубленного научного подхода к изучению ислама.

Архиепископ Гурий (Степанов) (1880–1938) — духовный писатель, лингвист-монголовед. Автор работ о буддизме, которые и сегодня не теряют своей научной актуальности — «Нигилистический принцип буддийской философии и современные течения в ламаизме», «Философия буддизма» и др. Был активным участником Поместного собора 1917–1918 гг. Принял мученическую кончину в 1938 году.

Еще о многих личностях можно было бы рассказать — это и Николай Петрович Остроумов, и протоиерей Евфимий Малов, и Михаил Григорьевич Иванов, и Пантелеймон Крестович Жузе, и Николай Федорович Катанов, и Николай Васильевич Никольский, и архимандрит Иннокентий (Ястребов) и многие другие. Все они вместе трудились для того, чтобы можно было вести богословский диалог с представителями разных религий, который служил бы для укрепления межрелигиозного мира. Ведь порой именно незнание вероучения другой религии ведет к росту напряженности и недоверия.

Говоря о тех богословах, которые помимо научных трудов были прославлены еще и святой жизнью, нельзя не вспомнить о святом праведном Иоанне Кронштадтском. Всем известна его широкая благотворительная деятельность. Материальную и молитвенную поддержку страждущим он оказывал вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Приведем лишь один из примеров. К нему за помощью обратилась одна мусульманка, муж которой страдал от болезни. Он спросил ее, верит ли она в Бога. После ее утвердительного ответа он сказал: «Будем молиться вместе. Ты молись по-своему, а я буду молиться по-своему». Когда отец Иоанн кончил молитву, больной муж женщины уже был совершенно здоровым.

Говоря о богословии как об образе самой жизни, нельзя не вспомнить о тех общих ценностях, которые объединяют все традиционные религии. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «У нас — представителей таковых религий — есть некий общий фундамент. У нас есть некие общие ценности, которые сегодня, кстати, нередко отвергаются секулярным миром. Такое резко негативное отношение к лжи, обману, к раскрепощению страстей человеческих, похоти, к тому, чем является для человека семья. То есть набор нравственных ценностей, которые проистекают из десяти заповедей Моисея. Это общая основа, нравственная основа для верующих людей, принадлежащих к разным религиям. Эта основа очень важна. Исходя из этого, мы можем опознавать друг в друге единомышленников по многим вопросам и соработников». Это подтверждают и наши мусульманские братия: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве» (Коран, 5:2.)

Именно такое мирное соработничество в благих делах реализуется у нас в Татарстане. И православные, и мусульмане восстанавливают свои святыни, развивают богословское образование, занимаются масштабными просветительскими проектами. При непосредственном участии президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова, государственного советника Республики Татарстан Минтимера Шариповича Шаймиева и республиканского фонда «Возрождение» были восстановлены монастыри острова-града Свияжск и древний город Болгар с исламскими святынями. В настоящее время открыта Болгарская исламская академия, воссоздается собор на месте обретения Казанской иконы Божией Матери. Такие совместные проекты служат ярким примером того, как политики вносят свой вклад в укрепление межрелигиозного мира.

Дорогие друзья! В наш информационный век часто пытаются нивелировать роль религии в жизни человека и общества в целом. Некоторые апологеты воинствующего секуляризма даже считают, что в основе войн и конфронтаций лежат исключительно религиозные причины. Однако здесь присутствующим хорошо известно, что все авраамические религии выступают против насилия.

Именно религиозные заповеди удерживает людей от бездумных, а порой и безумных поступков, которые как раз и являются источником всех конфликтов. Давайте же приложим все усилия к тому, чтобы об этом узнало как можно больше людей, особенно наша сегодняшняя молодежь. Будем вести богословский диалог и вместе помогать друг другу в делах миротворчества и благочестия, ибо по слову апостола Павла, благочестие на все полезно (1 Тим. 4:8).

Теги:
богословие
межрелигиозный диалог
межконфессиональные отношения
митрополит Феофан
слово митрополита Феофана

Все публикации