
В ряду воскресных дней, следующих за праздником Пятидесятницы, Церковь предлагает нашему вниманию удивительную и на первый взгляд парадоксальную историю – книгу пророка Ионы. Почему именно этот ветхозаветный сюжет выносится для особого поучения? Что можем найти мы, христиане, в истории о непослушном пророке, бегущем от Бога, оказавшемся во чреве кита и в конце концов вразумленном через сухую траву?
Ответ, возможно, кроется в том, что Иона – это просто древний праведник, он в большой мере каждый из нас. Его история – это хроника живого человека, полного страхов, предрассудков и гордыни, который, тем не менее, избран Богом для великой миссии. Мы поминаем его в это воскресенье, чтобы увидеть в его бегстве наше собственное бегство от воли Божией, его покаяние дает надежду на наше собственное обращение.
Господь повелевает Ионе идти в столицу враждебной Ассирийской империи, город Ниневию, чтобы проповедовать там покаяние и тем самым отвратить неминуемую кару. И вот здесь начинается первая сложность. Иона отказывается. Он отказывается из глубокого, религиозного по своему характеру, убеждения. Он, пророк Израиля, знает, что Бог «милостив и многомилостив, долготерпелив и многомилостив» (Иона 4:2). Иона боится успеха своей же миссии! Он понимает, что если ниневитяне послушают его и раскаются, то Бог простит этих язычников, этих угнетателей и врагов его народа. И это кажется ему несправедливым. Лучше бежать, лучше даже умереть, чем стать орудием милосердия к тем, кто, по его мнению, этого милосердия не достоин. Это бегство – активный, осознанный протест против кажущейся несправедливости Божией любви. Иона предпочитает скрыться «от лица Господня», сев на корабль, плывущий в противоположную сторону. В этом поступке – вся трагедия религиозного сознания, которое ставит свои представления о справедливости выше воли Бога, Который есть Любовь. Но бежать от Творца мира невозможно. Начинается буря, и пророк, осознавая, что стал причиной бедствия для окружающих, просит моряков бросить его в пучину. В этом – проблеск его пророческого достоинства: готовность к самопожертвованию, пусть и отчаянная. Чудо спасения Ионы во чреве кита – это демонстрация Божественного могущества, это акт глубокого педагогического милосердия. Три дня и три ночи в кромешной тьме, на грани жизни и смерти, становятся для него временем суда над самим собой и, наконец, горячей молитвы покаяния. Он выходит из этой утробы заново рожденным, готовым исполнить то, от чего бежал. И он исполняет. Слова его проповеди в Ниневии кратки и грозны, они производят невероятный эффект. От вельмож до последнего раба, даже скоты… Все в городе объявляют пост и погружаются в покаяние. И Бог отменяет Свой приговор. Миссия пророка увенчалась полным, оглушительным успехом.
И вот здесь проявляется последняя и, возможно, самая горькая сложность в характере Ионы. Он не радуется спасению сотен тысяч людей. Он впадает в уныние и гнев. Его худшие опасения сбылись: Бог оказался милостив. Сидя перед городом, пророк в молитве-споре с Богом произносит ключевые слова: «Я знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый». Он знал и потому бежал! Его правовое, узконациональное понимание Бога столкнулось с реальностью Бога всеобщей любви. Чтобы вразумить его, Господь произрастает тень над его головой, а наутро посылает червя, подтачивающего растение. Иона снова скорбит, на этот раз о растении, которое «не насаждал и не растил». И тогда Бог говорит ему главный урок всей книги: «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»
Вот для чего мы читаем эту историю. Чтобы понять, что воля Божия о спасении шире наших национальных, политических и личных предубеждений. Чтобы осознать, что Бог печется о «наших», он печется и о «чужих», даже о тех, кого мы считаем врагами. История Ионы – это суд над нашей собственной ревностью не по разуму, над нашей готовностью ограничить Божию любовь рамками нашего понимания.
Мы поминаем пророка Иону для того, чтобы увидеть в нем себя – бегущих от призвания, ропщущих на милость Божию к другим, унывающих, когда наши планы рушатся. Мы видим и другое: Бог не оставляет бегущего, спасает тонущего, терпеливо вразумляет ропщущего. Он ведет каждого из нас, как вел Иону, через бури и испытания, к пониманию простой и великой истины: Его пути – не наши пути, Его милосердие не имеет границ.
P.S. Книгу пророка Ионы вы можете найти в Ветхом Завете. Чтение займет всего 10 минут.