Что нужно знать православному паломнику

729
Фото

Паломничества по святым местам, монашеским обителям и храмам прочно вошли в жизнь православных христиан с древнейших времён. И связана эта традиция, безусловно, с благим намерением прикоснуться к истории Церкви, побывать там, где происходили важные для христиан события, помолиться в местах, связанных с различными подвижниками и проявлениями особой благодати Божией. То есть, смысл паломничества заключается в духовном росте паломника, а вовсе не в развлечении, смене обстановки и тому подобном. Отсюда следует, что паломнику следует придерживаться некоторых благочестивых правил, которые и позволят сделать поездку к святым местам полезной для души.

И первым таким правилом следует считать старинную поговорку, гласящую, что «со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Это значит, что, приезжая к месту паломничества, мы должны озаботиться тем, чтобы следовать обычаям и традициям, заведённым в этом месте. Иногда эти обычаи могут быть нам не совсем понятны, но, если они не противоречат духу Евангелия (а такое противоречие вряд ли возможно в святых местах), то нужно их стараться придерживаться, а если мы их не знаем, то следует (и это даже можно считать нашей обязанностью, как паломников) постараться их выяснить, чтобы никого не смущать и никому не мешать.

Остальные правила вытекают из первого, но, всё же постараемся некоторые, особенно приметные из них прояснить.

И первым правилом, которое нужно знать паломнику — это то, что не во всякой одежде пристойно появляться в святых местах. Почему же шорты, цветные футболки, короткие юбки и т.п. не уместны на территории того же монастыря? Почему мужчины должны снять головные уборы в храме, а женщины наоборот должны быть с покрытой головой?

Во-первых, нужно понимать, что, приходя в святое место, мы приходим к Богу. Странно было бы прийти с некоей своей важной просьбой, допустим, к президенту, будучи в тапках на босу ногу и в гавайской рубашке. Это выглядело бы не только нелепо, но было бы скорее всего расценено, как наглость, ведь дресс код нам был известен! Так насколько же нелепее прийти в таком виде к Самому Богу?! Насколько же наглостью будет выглядеть перед Господом то, что паломник пренебрежёт просьбой Церкви и конкретной монашеской общины мужчинам быть с непокрытой головой, а женщинам в платочке? И тут даже не важно, что сама традиция может быть нам не понятна. Главное, что традиция есть, и нужно её соблюдать, а об истории её мы можем спросить потом.

Во-вторых, смысл скромной одежды в святом месте в том, что она именно скромная, ибо мы приезжаем, как уже говорилось выше, в святые места за духовностью, а не для того, чтобы показать себя, и одежда наша не должна никого смущать или искушать.

Далее стоит обратить внимание на животных на территории храмов и монастырей, а именно — на собак. Существует мнение, что собакам не место в святом месте. Стоит отметить, что собаки в Ветхом Завете действительно считались животными нечистыми. Но в Новом Завете мы такого указания не находим, и даже запрет на употребление в пищу, по ветхозаветным понятиям, нечистых животных в пищу отменен. И к собаке православный христианин должен относиться с любовью, как к любому творению Божиему. А нежелательность присутствия собак на храмовой территории связана с тем, что животное может мешать молиться другим людям, испугать, укусить кого-то, или даже случайно испражниться. То есть такой запрет связан с заботой о спокойствии молящихся, с этикой и гигиеной. А если нам кажется, что «наша собака никому не помешает», то воспоминаем правило «о своем уставе в чужом монастыре».

Следующее, что важно понимать — это то, когда и к кому обращаться за благословением. Не правильно через весь храм подбегать к священнику за благословением во время службы — это отвлекает, как самого священнослужителя, так и окружающих. Следует благословляться так, чтобы никому не мешать. Также нужно понимать, к кому можно за благословением обратиться, что особенно актуально в монастыре, где множество насельников ходят в особой церковной одежде. Однако, наличие рясы или клобука не говорит нам о том, что перед нами священник. Это может быть и монах не в священном сане, и иеродиакон, который также не преподаёт благословение. Чтобы не смущать братию и окружающих, за благословением следует подходить только к тому, кто очевидно является священником. Отличить же священника, иеромонаха, игумена или архимандрита от остальной братии можно по особому наперстному кресту, который носится поверх рясы.

Подводя итог разговору о правилах для православного паломника, нужно отметить, что в паломничестве вообще существует много нюансов, но главное — для того, чтобы путешествие по святым местам принесло пользу, нужно помнить о том, что цель нашего паломничества Господь Бог, и что вокруг нас такие же живые люди, которых нужно уважать и любить, как самих себя.

Новости по теме

Священник Казанской епархии принимает участие в Международном конгрессе, посвящённом развитию паломнической и миссионерской работы Священник Казанской епархии принимает участие в Международном конгрессе, посвящённом развитию паломнической и миссионерской работы

16 мая 2025 года в Паломническом центре Успенского Псково-Печерского монастыря стартовал Международный конгресс «Единение», посвящённый развитию паломнической и миссионерской работы и взаимодействию с туристическими объединениями.

Как не спутать ревность о Боге и религиозный фанатизм?
Публикации 12 марта 2025
Как не спутать ревность о Боге и религиозный фанатизм?

Иногда люди путают и неряшливо смешивают такие понятия как религиозный фанатизм и ревность о Боге. Это, конечно, не верно.

Итоги первой недели Великого поста
Публикации 10 марта 2025
Итоги первой недели Великого поста

Пролетела первая неделя Великого поста. Можно подвести ее итоги и при необходимости скорректировать какие-то важные моменты. Решимость играет не последнюю роль в намерении поститься, но не менее важно и правильное понимание целей поста, его смысла и содержания.

Почему важно участвовать в великопостных богослужениях
Публикации 6 марта 2025
Почему важно участвовать в великопостных богослужениях

От современных людей нередко можно услышать: «Я в храм не хожу, молюсь дома. В храме много народа, отвлекают, толкаются, службы на непонятном языке» и так далее.