Что значит быть религиозным и верующим человеком?

4118
Фото

Многие люди воспринимают религию как сферу вообще всего таинственного и мистического, сверхъестественного и чудесного, необъяснимого и архаичного. Как будто бы любой культ, любое убеждение или даже суеверие можно отнести к религии, а уверенность в существовании Бога или бессмертии души уже сама по себе является выражением подлинного религиозного опыта. Так ли это?

В античное время в религии подчеркивали её внешнюю сторону, т.е. обязанности и действия человека по отношению к Божеству, благоговение перед святыней. Во многом это было вызвано разочарованием и отстраненностью людей от богов. Римские граждане старались «сохранять и соблюдать установления предков и священные обряды» (Цицерон. О дивинации. II, 148), заодно выражая лояльность обожествленной римской власти.

Такой религиозный опыт был настолько чужд древним христианам, что они практически не использовали языческий термин религия в своих текстах до V века, когда Церковь его восприняла, переплавив в горниле своего опыта единения с Богом во Христе. Вместо отстраненного благоговения, боязни привлечь гнев богов или попыток задабривать их жертвами и обрядами, в определении религии раскрылся неведомый для язычества образ единства Неба и земли, живой союз Бога и человека.

Обретается этот христианский опыт в глубине человеческого сердца и уже затем выражается (веру не скрывают, а исповедуют) и совершенствуется поступками верующего человека. Вера затрагивает все силы души человека, а не только его разум, ощущения и эмоции. В обратном случае она напоминает веру демонов, которые «веруют, и трепещут» (Иак. 2:19), но не стремятся уподобляться Богу и служить Ему.

Быть религиозным — не значит иметь уверенность в существовании духовных существ. Её невозможно приобрести раз и навсегда, ведь процесс возобновления и поддержания связи с Богом требует от человека внутренней собранности и постоянства. Религиозная вера — это устремленность одной личности к другой. Она связывает человеческую душу не только с Лицами Святой Троицы и святыми, но также и с окружающими людьми.

Можно утверждать, что вера человека является ответом на Божий призыв. «Сыне, даждь ми сердце твое» — так говорит Господь (Притч 23:26). Бог ищет человека, и тот может пережить встречу с Ним. Вот откуда в душе человека ожидание абсолютной и безусловной любви: мы изначально призваны к этому. Блаженный Августин писал: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Иными словами, Бог сотворил человека как Своего друга и собеседника. Верующий человек подобно Аврааму опирается на верность Господа и сам ему верен: «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим» (Иак. 2:23).

Смысл веры раскрывается в Священном Писании так: «Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр 11:6).

Вера в этом определении описана как: желание исполнить волю Господа («угодить Богу»), — устремленность человека к Богу («приходящий к Богу»); поиск встречи с Ним («ищущим Его») и ожидание плодов этой Встречи («ищущим Его воздает»).

Люди часто забывают о таких высотах веры, поэтому во время совершения Божественной литургии христиане как бы в напоминание слышат призыв диакона: «Соединение веры и причастие (т.е. общение) Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш (т. е. всю нашу жизнь) Христу Богу предадим». Преданность и верность являют собой высшее измерение веры в жизни человека, соединяя его при этом и с Богом, и с людьми.

Подводя итог, отметим, что не формальными обрядами христианин достигает спасения, но верой, ведь «вера, понимаемая как доверие, как отдача и как верность Богу — единственный путь, который открывается Божией благодати» (митрополит Сурожский Антоний).

Источник: Основы православной веры и церковной жизни в вопросах и ответах
/ Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви
(протоиерей Александр Усатов, Д. А. Туголуков, А. В. Ракушин, В. М. Матвеев)