Сведения о первых священнослужителях Казанско-Богородицкого мужского монастыря и их числе до нашего времени не сохранились. Но несомненно, что еще в первый год учреждения Казанского монастыря, при архиепископе Казанском Иеремии, были уже назначены особый священник, диакон и причетник; а со времени построения в обители нескольких церквей и с увеличением числа сестер, живших в нём, увеличилось и число членов клира[1].
Из описания чудес от новоявленной Казанской иконы Божией Матери, составленного патриархом Гермогеном в 1594 году, видно, что в то время уже существовал обычай по воскресным дням приходить священникам монастыря в Кафедральный Благовещенский собор с явленной иконой, а значит, их было уже несколько.
Из ведомости, составленной в 1739-1741 годах, видно, что в монастыре служили до одиннадцати священнослужителей.
С введением при Екатерине II монастырских штатов в 1764 году Казанский монастырь был причислен ко II классу и штат клира сократился до пяти священнослужителей.
В 1809 году, при правлении Александра I, Казанский женский монастырь был возведен в первый класс и штат клира был увеличен до двенадцати священнослужителей[2].
В переписной книге Казани за 1646 год в числе духовенства Казанского монастыря назван протопоп Роман Климентьев. При митрополите Казанском Лаврентии II (1657-1672) был в монастыре священник по имени Зотик.
В 1704 году служил священник Козьма Никифоров сын Москвитин, в монашестве Киприан. В 1739 году протопоп сей святой обители Иоанн Филиппов участвовал в миссионерской деятельности новокрещенской конторы. В 1782 году при монастырском соборе состояли: протоиерей Алексий Ионин, священники Иоанн Яковлев и Стефан Димитриев. После упокоения протоиерея Иоанна был назначен из Оренбурга протоиерей Преображенского собора Александр Иванов.
В 1795 году служили священники Феодор Сергеев, переведенный из Нижегородского Архангельского собора, и Павел Данилов. Кроме протоиерея и двух священников, в это время были два диакона, два дьячка, два пономаря и один сторож. При протоиерее Иванове был прислан в Казанский монастырь «для чтения псалмов и канонов» обратившийся из раскола в православие священник Бугульминского Духовного правления Иван Феодоров.
В связи с увольнением на покой по старости и болезни Александра Иванова протоиереем Казанского собора с 1 января 1796 года назначается Сергий Александров.
В 1810 году Казанский архиепископ Павел назначил протоиереем Казанского собора протоиерея Симбирского Спасского собора Иоанна Каменского, с 1822 года — бывшего ключаря кафедрального собора протоиерея Андрея Мироносицкого.
6 октября 1826 года на протоиерейское место в Казанский монастырь переводится протоиерей Грузинской церкви Иаков Семенов, профессор философии Казанской духовной семинарии. Он же был благочинным монастыря и членом Казанской духовной консистории.
В 1831 году в Казанский монастырь определяется священник, магистр богословия Алексей Флоренсов из Ягодной слободы. В 1839 году в монастырском доме проживали церковники Казанского собора Капитон Иванов и Евлампий Дроздов, не имевшие своих домов.
В XIX — начале XX веках в монастыре, имевшем четыре храма, был довольно большой причт — четыре протоиерея и священника. Назначение в Богородицкий монастырь было весьма почетным, кандидатуры тщательно отбирались среди священников, служивших уже много лет и имевших безупречную репутацию[3]. Наибольшим уважением монахинь и прихожан пользовались служившие в монастыре:
в 1854-1869 гг. — протоиерей Флегонт Тихонович Талантов (ум. 1869), выпускник Московской духовной академии 1820 года, до назначения в монастырь 30 лет преподавал в Казанской духовной семинарии гражданскую историю и в императорском университете — церковную историю;
в 1869-1887 гг. — протоиерей А.Н. Иорданский, выпускник Московской духовной академии, магистр богословия, профессор Казанской духовной семинарии. Был благочинным городских церквей и в течение 12 лет состоял действительным членом конференции Казанской духовной академии.
в 1887-1905 гг. — протоиерей Василий Степанович Братолюбов (ум. 1909), выпускник Санкт-Петербургской духовной академии 1867 года, до назначения в монастырь много лет преподавал во 2-й Казанской гимназии. В 1909 году был удостоен редкой для священника награды — его жене и детям было пожаловано потомственное дворянство;
в 1832-1873 гг. — священник Петр Фомич Воскресенский (1805-1873), выпускник Казанской духовной семинарии 1826 года. Похоронен на Арском кладбище[4];
в 1847-1874 гг. — священник Петр Васильевич Масловский, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, до назначения в монастырь много лет служил смотрителем Чистопольского духовного училища. 9 декабря 1874 года после Литургии, совершенной им, произнеся слова «с миром изыдем», вышедши из царских врат для чтения заамвонной молитвы, упал и мирно скончался[5];
в 1873-1906 гг. — священник Александр Александрович Нелидов (ум.1909), выпускник Казанской духовной семинарии 1848 года;
в 1905-1912 гг. — бывший ректор Казанской духовной семинарии, протоиерей Александр Федорович Зеленецкий (ум.1915), выпускник Казанской духовной академии 1868 года, до назначения в монастырь служил в Кафедральном соборе. Написал подробный труд об истории монастыря, мимо которого не пройдет ни один исследователь, изучающий историю святой обители.
С октября 1913 по апрель 1916 года на место второго священника женской обители архиепископом Казанским и Свияжским Иаковом (Пятницким) в Казанскую епархию был переведен священник Феодор (Гидаспов) (род. в 1877 г.). Он также был законоучителем монастырской церковно-приходской школы и лектором особо популярных в то время в православном народе религиозно-нравственных чтений во Владимирской читальне при Покровской церкви города Казани.
С 7 апреля 1916 года отец Феодор стал настоятелем Пятницкой церкви, где и был расстрелян большевиками 12 ноября 1918 года.[6] После расстрела отца Феодора супруга его Елизавета Григорьевна Гидаспова осталась одна с пятью несовершеннолетними детьми на руках: 16-летним Владимиром, 12-летней Екатериной, 8-летним Юрием, 6-летней Серафимой и 8-месячной Зоей, крещенной в Пятницкой церкви[7].
До 1881 года причт жил в деревянных зданиях, расположенных в западной части монастыря, в Пятницком переулке, а с 1881 года разместился в большом доме на ул. Большая Красная (Казанская), купленном монастырем у купца Семена Борисовича Мурзаева (ныне Большая Красная, 10)[8].
[1] Зеленецкий А.Ф. Ук.соч., с.109.
[2] Зеленецкий А.Ф. Ук.соч., с.110.
[3] Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI — начало XX веков). Казань, 1998, с.33.
[4] Агафонов Н.Я. Ук.соч., с.66.
[5] Зеленецкий А.Ф. Ук.соч., с.124.
[6] Журавский А.В. Жизнеописания новых мучеников казанских. Год 1918. М., 1996, с.149.
[7] Журавский А.В. Ук.соч., с.204.
[8] Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI — начало XX веков) Казань, 1998, с.34.