Мы — все, кто причащается от одной Чаши, образуем единое Тело Церкви, Тело Христово. Мы соединяемся со Христом, соединяемся во Христе друг с другом. Нет никакой другой более тесной связи между людьми. Ни родственные связи, ни дружеские связи, ни связи по интересам — ничто не может нас так сплотить, как сплачивают Тело и Кровь Христовы.
Единство — это признак Церкви, признак присутствия Христа. Разрозненность — признак бушующего мира, бушующих страстей. По-настоящему объединиться мы можем только вокруг Чаши Христовой. Все остальное является второстепенным.
Только Христос может объединить разных людей и изменить отдельно взятого человека. Христос изменил Закхея, изменил его состояние души, изменил его жизнь, спас его. Закхей увидел Христа, Тот пришел к нему домой. Закхей прикоснулся к Нему. И мы можем прикоснуться. Мы можем соединиться со Христом, приобщившись Его Тела и Крови.
В этом и заключается наше главное упование. Если мы будем регулярно причащаться из одной Чаши, тогда мы действительно будем одним телом, мы будем едиными. И никто не сможет нас разделить, никто не сможет нам навредить.
Нужно стремиться причащаться как можно чаще. Это наша первоочередная задача — изменять свою жизнь через Причащение. Это предполагает определенный труд: пост перед Причастием, чтение правила ко Святому Причащению, которое удлиняет наши обычные молитвословия.
Но если мы живем со Христом, как может молитва нас тяготить? Как разговор с нашим Творцом может нас тяготить? По телефону мы можем разговаривать часами. А перспектива отводить несколько минут в день на разговор с самим Богом нас отягощает. Мы усталые, мы хотим спать, нам лень, у нас тут же находится много дел.
Позвонить по телефону — легко, посмотреть телевизор, почитать интернет — легко. Для всего сопутствующего мы силы находим. Но силы и вдохновение, как раз, и нужно в первую очередь черпать в молитве, в разговоре с Богом. Молитва — это ведь разговор с Богом.
Необязательно читать огромное количество молитв, которые содержатся в молитвослове. Важно сердцем всегда обращаться ко Христу, непрестанно к Нему обращаться. Плодом этого обращения является Причащение Тела и Крови Христовых.
Без Причащения мы не можем жить. Когда мы не причащаемся Тела и Крови Христовых, что-то в нашей жизни идет не так, чего-то нам не хватает.
Время, когда были закрыты наши храмы, когда мы не могли приходить причащаться, должно было нас отрезвить.
Мы привыкли к тому, что все у нас есть. У нас много храмов. Нам не нравится один — мы пойдем в другой, не нравится третий — пойдем в четвертый. Где-то лучше поют и читают, где-то лучше убранство… Все это — сопутствующее. А в центре — сам храм, без которого мы не можем быть. Все, что у нас есть в нашей жизни — это Церковь Христова, это возможность соединяться со Христом.
Когда храмы были закрыты, Литургия не прекращалась. Но не каждый мог прийти и причаститься Святых Христовых Таин. Если это нас не задело, значит, мы живем неправильно, значит, мы живем не по Заповедям, которые дал нам Господь.
Если мы не почувствовали нехватки соборной молитвы с нашими братьями и сестрами, нехватки Причащения, значит, мы либо вообще не живем духовной жизнью, либо живем не так. Значит, надо пересмотреть, как мы живем.
В приближающиеся дни Великого поста мы должны особенно об этом задуматься — о том, как мы с вами живем; о том, что является для нас приоритетом, что является центром нашей жизни.
Центр нашей жизни — этот мир и все, что в нем, или центр нашей жизни — Христос, и мы чаем жизнь будущего века? В жизни будущего века не будет ничего принципиально нового. В ней будет Христос, всеобъемлющий, всенаполняющий и всеосвящающий. Но если мы в этой жизни не хотим быть со Христом, а ищем другого, то какая нам будет радость в жизни будущего века?
В преддверии Великого поста мы должны серьезно об этом задуматься. Задуматься о том, как и ради чего мы живем; ради чего мы проживаем каждый день нашей жизни.
Закхей встретил Христа и последовал за Ним, изменил кардинально свою жизнь и потом, как повествует церковное предание, уже не изменял выбранному пути. Так же и мы должны поступать в своей жизни. Если мы избрали этот путь — путь крестный, путь Христов, то, мы должны этим путем и следовать, в чем да поможет нам Господь.