К сожалению, как в старину, так и сегодня, среди православных христиан существует масса суеверий. Стоит определить значение данного слова, которое очень легко раскладывается на два: «суета» и «вера». Иными словами, говоря о суеверии, мы имеем дело с суетной верой — с верой в то, что не стоит внимания, что не имеет значения, что является пустым. Однако всякому христианину известно, что суета является врагом духовной жизни человека, а значит — и его спасения, из чего можно сделать вывод, что суеверия, какими бы смешными подчас они ни казались, небезобидны.
Рассмотрим несколько суеверий, которые встречаются в церковном сообществе.
Самыми распространёнными суевериями, конечно же, являются те, что связаны с церковной свечой. Существует множество грустных анекдотов о людях, которых обругали, или даже побили из-за того, что они в храме передали свечи «не той рукой». Не стоит описывать все подобные вещи, как то: страх перед свечкой коптящей, внезапно потухшей и так далее. Важно, что смысл их заключается в том, что свеча становится для суеверного человека одним из важнейших предметов духовной жизни. Так не должно быть. Свеча является символом жертвы, которую христианин отдал на храм в церковной лавке, символом тёплой, живой молитвы, символом горячей веры, который издревле сопровождает христианина. Но символ этот должен быть наполнен духовной жизнью самого христианина, иначе — свеча не имеет смысла. Да и как может символ заменить собой то, что он символизирует?! Конечно, важно ещё помнить, что свеча призвана помочь христианину в молитве. Но, опять-таки, она не заменяет молитвы, не очищает от грехов, не очищает квартиры. Это самообман.
К сожалению, суеверные отношения иногда возникают и к другим важным для православного верующего вещам. Ошибкой является мысль о том, что Крещенская вода, например, смывает грехи в дни праздника Богоявления; ошибкой является отношение к Таинству Соборования, как к тому, что также само по себе смывает грех с человека; неверно и отношение к церковной записке, как чему-то, что может заменить личную молитву и личное участие в церковном богослужении. Суеверий очень много. И, как видно, многие из них представляют собой, пусть и не всегда осознанные, попытки замены своих духовных трудов неким подобием волшебства. Только вот волшебство не имеет никакого отношения к вере Христовой и даже противно ей. Церковь учит, что дело спасения человека в основном берёт на себя Сам Бог, но только и человеку Он оставляет возможность немного потрудиться. И это большая милость и доверие по отношению к человеку — возможность проявить свободу воли в деле выбора между спасением и погибелью. Да и потом, ценно ведь то, к чему приложены усилия.
Но не все суеверия относятся к подсознательному желанию волшебства — часто они связаны со страхами. К примеру, тот же страх перед всем, что связано со смертью — с церковными традициями и обрядовостью, относящимися к смерти. Однако смертью нельзя заразиться или как-то «накликать» её. Церковь учит, что смерть — это не самое страшное, ведь она является лишь переходом в вечную жизнь. Человеку свойственно с особым трепетом относиться к тайне расставания с земной жизнью. И это нормально. Скорбь и сожаление об утрате тоже номальны. Однако страха быть не должно, ведь самое страшное — это не смерть, которой никто не избежит, но потеря возможности после смерти вечно быть с Богом.
Какие ещё страхи существуют? К примеру, иногда люди находят на улице потерянные нательные крестики, и многие при этом считают, что это «дурной знак». Но данное суеверие является вообще-то кощунством по отношению к Богу. А как иначе можно расценивать отношение ко Кресту Господнему, как чему-то, что является дурным знаком?
Можно очень много перечислять суеверия и разоблачать их. Однако роднит их все то, что они отнюдь небезобидны, и показывают, что человек находится в серьёзной опасности. Суеверный пребывает в некоей иллюзии того, что с ним «всё хорошо», но уже само наличие суеверий показывает, что человек им подверженный что-то делает не так, где-то его духовная жизнь даёт сбой, поскольку суеверия, как уже говорилось выше, противоречат учению Церкви. Иными словами, суеверный человек, в чём-то похож на язычника.
Как же избежать суеверий в своей жизни? Спасти может только укоренение в истинной вере через воцерковление, усердное изучение вероучения Церкви, а не слепое следование чьим-то непроверенным советам. И, конечно, очень важно нормальное общение со священниками, которые смогут объяснить те или иные явления, встречающиеся на пути христианина. Главное помнить, что суеверия — это духовное невежество, которое можно и нужно победить.