28 октября в конференц-зале Казанской православной духовной семинарии в рамках V Съезда православных педагогов Татарстанской митрополии состоялась видеоконференция «Новые подходы к просвещению и дистанционные методы преподавания в воскресных школах». Из-за сложной эпидемиологической обстановки мероприятие проходило в дистанционном формате на платформе Zoom. В ходе заседания выступила руководитель воскресной группы при Троицком храме поселка Норское города Ярославля Евгения Куфирина. В своем докладе педагог рассказала о возможностях организации дистанционного обучения в воскресной школе.
В «Инструкции настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции», утвержденной Священным Синодом 17 апреля 2020 года, рекомендовалось организовать просветительскую деятельность со взрослыми и детьми дистанционно в формате видеоконференций через Интернет. В качестве образовательных платформ в указанной выше инструкции были рассмотрены программы Skype и Zoom.
Наша воскресная группа в апреле 2020 года была полностью переведена на дистанционное обучение.
Перед нами появилась цель сохранения живого общения с ребятами и поиска возможностей продолжения образовательного процесса.
Данная цель определила задачи:
- знакомство с программами, позволяющими работать в формате видеоконференций;
- выбор подходящего для нас программного обеспечения;
- разработка новых методов и форм организации занятий;
- мотивирование к участию в образовательном процессе учеников и их родителей;
- вовлечение в образовательный процесс новых его участников.
Продолжать религиозно-нравственное обучение и воспитание ребят нам позволило проведение онлайн-занятий. Для этого мы использовали программы Skype и Zoom и хотим поделиться отмеченными плюсами и минусами каждой платформы.
Skype |
Zoom |
||
«+» |
«-» |
«+» |
«-» |
|
|
|
|
В своей воскресной группе мы выработали некоторые требования, на которые можно ориентироваться при подготовке дистанционного занятия:
- небольшой объем информации, выдаваемой на занятии;
- четкая структурированность информации;
- использование наглядных форм представления материала для удержания внимания детей (презентации);
- яркость представления материала для поддержания интереса детей (использование полотен художников, икон, фотографий, звуковых и видеофайлов);
- использование форм активного участия ребенка в образовательном процессе (опросы, обсуждения, отгадывание загадок и кроссвордов);
- использование игровых методов работы;
- простота форм творческих заданий.
Всестороннего развития личности ребенка и мотивации у него к познанию и творчеству; адаптации к жизни в современном обществе в соответствии с нормами христианской морали, а также постоянного поддерживания связи с родителями и детьми в дистанционном формате нам удалось достичь с помощью ведения еженедельных тематических рубрик в организованных группах в соцсетях.
Обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления духовного и физического здоровья, творческого труда, а также повышения интереса и мотивации ребенка к обучению и участию в жизни воскресной школы мы достигли за счет проведения различных конкурсов (рисунка, фотографий, сочинений) с последующей публикацией детских работ, организации онлайн-викторин. Сейчас рассматриваем возможность подготовки видеороликов.
В дистанционном обучении мы смогли найти следующие плюсы:
- возможность расширения круга обучающихся;
- возможность расширения форм работы (например, проведение тематических лекториев, онлайн-экскурсий, онлайн-кинопросмотров, онлайн-викторин);
- возможность повышения уровня мотивации учеников за счет создания и использования различных Интернет-ресурсов.
На сегодняшний день даже при очном обучении мы не отказываемся от проведения различных онлайн-мероприятий.