Христианин не может не любить

1503
Фото

«Сердечное тепло и радость искренних объятий, доброе слово, отзывчивость, чуткость — разве не ради этого стоит жить? Очаг любви, несущий тепло сердца самым родным, согреет и других людей, согреет везде, где бы любящий ни трудился, общался, ходил, ибо источник тепла — он везде согревает», — слова эти и задали тему для разговора с насельником Раифского Богородицкого мужского монастыря иеромонахом Макарием (Семеновым).

— Почему так получается: на богослужениях, в проповедях много говорится о любви и в то же время чувствуется ее острейший дефицит? Что нужно знать православному христианину о любви?

— Апостол Иоанн Богослов говорит в Евангелии: «Бог есть Любовь». Иисус Христос говорит: «Будьте совершенны как Отец ваш Небесный». К совершенству можно и нужно стремиться, но достичь его невозможно. Поэтому стремиться любить — это наш удел в земной жизни, но возлюбить всех, как Господь — это удел редких святых. Причем мы видим из Священного Писания, что и святые, бывало, ссорились.

На проповеди священник находится в очень сложном положении: по педагогическим соображениям он вынужден поднимать «планку» выше, чем сам может дотянуться. Поэтому слов может быть много, а дел любви мало. Да и потом, все относительно. Любовь целомудренна и не любит быть рассматриваема через микроскоп. Это не шоу: «Эй, покажите нам любовь!»

К тому же, мне кажется, у нас в монастыре все нормально с любовью друг ко другу. Мы живем как в большой и дружной семье.

— Чем обычная (человеческая) любовь по существу своему отличается от христианской?

— Человеческая любовь — это любовь к так называемым «своим», объект же христианской любви — все люди, даже враги. Но так любить может только Бог. Постоянно пребывать в любви могут только те, кто находится в Царстве Небесном. Мы же можем лишь пытаться делать это.

— Как достичь христианской любви? Ведь все это не так просто — раскрыл свою душу и всех возлюбил... Чтобы иметь радость и мир, нужно чувствовать себя счастливым. Но как этого достичь в нынешних непростых условиях, когда жизнь дорожает и цены растут?

— Любовь божественная преподается нам энергией Бога — благодатью. Когда Святой Дух поселяется в человеке, то дает ему познать сладость этой любви. Поэтому святым «легко» любить. Стяжите Святой Дух, Он научит вас любить. В таком мире, как сейчас, с его бешеной скоростью, с обменом информацией, перемещением, изменчивостью, количеством соблазнов, достичь не то что любви, даже спокойствия порой невозможно. Поэтому стяжание любви и является подвигом, потому что это сложно. Более того, современный человек очень горд и самонадеян — с одной стороны, слаб и пуглив, склонен к магии и излишнему мистицизму — с другой. Ему полезно разочароваться в вере в самого себя, чтобы прийти к Богу.

— Господь Иисус Христос заповедует нам возлюбить ближнего своего как самого себя (Мф. 22:39; Мк. 12:31; Як. 10:27). То есть для того чтобы любить ближнего, нужно любить себя? Что значит любить себя? Не эгоизм ли это?

— Любить себя нужно правильно. Христианская любовь — это «правильная» любовь, то есть то, что ведет к пользе, счастью, которое никогда не прекратится. Бог хочет, чтобы все мы оказались в Царстве Небесном. И если человек знает, как его достичь, что ему нужно делать для этого, то он и другого в таком случае может научить. А эгоизм это или нет — это всего лишь слова. Скажем, у меня болит зуб и я иду к стоматологу. Это эгоизм, но он «правильный».

— В 13-й главе Первого послания к Коринфянам святой апостол Павел воспевает гимн любви: любовь долго терпит, милосердствует, <...> не завидует… (ст. 4) — и заключает свою речь о любви: любовь никогда не перестает (ст. 8). Как понимать эти строки?

— Христос победил смерть; Он приглашает нас всех в Свое Царство — Царство универсальной любви, и от нас зависит, захотим ли мы жить по принципам этой любви, то есть по новозаветным заповедям. Для святых Царство Небесное начинается еще здесь, на земле, они не хотят потерять это состояние. А нам нужно еще потрудиться, умереть, воскреснуть, и тогда любовь больше не прекратится.

***

Более десяти лет тому назад, по заданию редакции, довелось мне побывать впервые на острове Свияжск, брать интервью у его первого, после передачи Русской Православной Церкви, наместника Успенского монастыря — игумена Кирилла (Коровина). И была у нас похожая тема разговора. Никогда не забуду, как игумен сравнил верующего человека с влюбленным:

«Верующий человек похож на влюбленного. Любовь переполняет его, она настолько велика, что словами этого не объяснить. Он несет в себе радость: становится не таким, каким был раньше. Начинает видеть все в другом свете и готов поделиться этим переполняющим его чувством со всем миром...»

Именно тогда он рассказал мне притчу о материнской любви. Думаю, сейчас будет как раз к месту ее напомнить: озлобленный сын бегает за матерью и бьет ее горящей головешкой, а та, закрываясь от него, предостерегает: «Сыночек, руки не обожги». Разве это не показательно? Не по-христиански?

Вот это и есть настоящая любовь, которая не думает о себе, а только о другом: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23, 34).

А вот и вывод: христианин не может не любить. Это состояние его сердца, преисполненного благодатью и Самим Богом.

А Бог есть любовь. И образ Божий есть в каждом человеке, а подобие — это некая цель и задача. Уподобится человек должен в результате своей жизни. Вот и цель. А средств для этого тысячи...