Проблематика дискуссии верующего с атеистом

2174
Фото

Как представляется дело атеисту: верующий воспринял в свою голову (или ему в неё кто-то вбил) какие-то непонятные доктрины или догмы, не имеющие ничего общего с реальностью. Атеист же считает, что его разум свободен от каких бы то ни было догм, и хочет, чтобы и верующий тоже «освободился», «преодолел» и стал причастным того же «счастья», которым, как он убеждён, обладает сам.

На самом же деле проблема и сложность диалога верующего и неверующего состоит в том, что диалог этот больше похож на диалог зрячего со слепцом: верующий имеет некий опыт (опыт духовной жизни), которого не имеет и заведомо не может иметь неверующий. А ведь чтобы о чём-то предметно дискутировать, нужно иметь некий минимум каких-то общих понятий, общих оснований. Иначе говоря, иметь согласие касательно неких аксиом, не подвергаемых сомнению в рамках данного дискурса ни той, ни другой стороной. Его-то, согласия, в данном случае и нет. Ибо в качестве аксиомы здесь выступает как раз духовный опыт верующего. В этом смысле верующий как бы стоит выше неверующего: внутренний мир последнего верующему понятен (ибо это общее всем людям), а вот внутренний мир верующего неверующему недоступен в принципе.

Когда человек во взрослом сознательном возрасте приходит к вере, то окружающие его знакомые атеисты обычно с чувством непонимания и разочарования говорят: вот, мол, он «ушёл в религию», «ударился в веру». То есть данный шаг представляется им как «уход» или «погружение». Сам же верующий (вернее, только что уверовавший) переживает это совершенно иначе: напротив, как «поднятие», как выход на новые горизонты, подобно тому, как при взлёте на самолёте горизонт отодвигается в разы. И человек начинает видеть в разы дальше, начинает видеть и понимать общие смыслы бытия и смыслы событий конкретно своей жизни.

Атеисты считают, что чаще всего «уйти в религию» человека заставляют понесённые им серьёзные жизненные неудачи или разочарования (к примеру, потерпел неудачу на «любовном фронте» — ушёл в монахи). И в таких случаях они с сочувствием говорят в адрес «ушедшего»: «не смог преодолеть», «не справился». То есть подобный шаг оценивается ими как слабость, а религия — как «опиум».

Действительно, часто бывает, что человек приходит к вере в результате пережитых жизненных кризисов, бед, страданий, болезней или потерь. Но дело здесь вовсе не в том, что он «не смог», «не справился». А в том, что всякая такая проблема «включает мозги», заставляет серьёзно задумываться над многими вопросами, приводит к пересмотру жизненных ценностей, ориентиров, приоритетов.

Новости по теме

Близкий нам и родной – великий угодник Божий святитель Николай
Публикации 18 декабря 2024
Близкий нам и родной – великий угодник Божий святитель Николай

Раньше я думала, что его иконки просто вешают в машину, как оберег. И всё. Только будучи в церкви, мне стал открываться его образ глубже. Бабушки всегда молились Николушке, почитали его как великого святого.

На посещающих храмы Божии лежит особая ответственность — привлекать к вере Христовой своих близких
Публикации 4 декабря 2024
На посещающих храмы Божии лежит особая ответственность — привлекать к вере Христовой своих близких

Проповедь профессора Московской духовной академии протоиерея Владислава Цыпина в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы за Божественной литургией в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре

«Господь может спасти нас из самой бездны, лишь бы только мы не перестали просить Его об этом»
Публикации 25 августа 2024
«Господь может спасти нас из самой бездны, лишь бы только мы не перестали просить Его об этом»

В то время, как Он молился, лодка с апостолами оказалась в эпицентре страшной бури. Господь видя, что ученики в опасности, пошел к ним по воде, как по суши. Ученики, увидев Его, идущего по бушующим волнам среди разъяренного ветра, подумали, что это призрак и закричали.

Суеверия — ложная вера
Публикации 17 мая 2024
Суеверия — ложная вера

К сожалению, в церковном обществе издревле и по сей день сохраняется такая прискорбная вещь, как суеверия. Что же это такое?