Можно ли причащаться в Великую субботу и потом ещё на Пасху

6528
Фото

«Я недоумеваю и удивляюсь, как христиане нынешних времен могут праздновать или воскресенья, или другие праздники в течение года и духовно радоваться истинной радостью, если не причащаются постоянно Божественного Приобщения, которое есть причина и повод всякого праздника и торжества», — восклицает святитель Макарий Коринфский в 18 веке. И недоумение это можно распространить на нынешних христиан тоже.

Увы, для некоторых из нас причастие остаётся некой «дополнительной функцией» богослужения, не связанной напрямую с ним. Мы привычно «идём в церковь», но при этом способны не готовиться к Литургии — то есть к тому, собственно, ради чего христиане в храме и собираются.

Вербы, куличи, яйца… Мы несем с собой внешние атрибуты того или иного праздника, и душа наша спокойна. Мы выходим из церкви довольные и радостные, с чистой совестью шагаем домой… Но постойте!

Разве не нам полчаса назад Христос устами священника говорил: «Возьмите, ешьте, это Моё тело, за вас разрушенное во оставление грехов»? Разве не нам давал вкусить Крови, пролитой на кресте в Великую Пятницу? Разве не протягивал нам руками священника Себя — кровоточащее сердце Своё?

А мы что делали в этот момент? Переминались с ноги на ногу? В благочестивом поклоне склоняли голову? Почему, почему не пошли мы соединяться с Богом, почему не захотели с Ним встретиться, почему не причастились Его страданий и Его воскресения?

Увы, ответа часто нет. Хрестоматийное «я недостоин» давно уже стало притчей во языцех, ведь «я недостоин» — это слова, которые как раз и указывают на возможность причастия. Ты чувствуешь недостоинство? Так иди и причащайся, именно это чувство и нужно перед Чашей.

Быть может, интуитивно чувствуем мы свою неготовность? Вот в этом больше правды. Апостол Павел не зря говорил: причащаться нужно, но и готовиться к причастию нужно — иначе болезни и смерть.

А как готовиться? Наверное, всей жизнью своей.

Стараться жить каждый день с Богом. Помнить, что в это воскресенье у тебя настоящая встреча с Ним, Он к тебе в сердце войдет. Если помнишь это, многое пустое, нехорошее само уходит из жизни — и откуда-то страх Божий появляется даже.

Ещё изучать свою веру. Понимать, что перед тобой будет держать священник. «Компотик», «сок» — страшно даже вспоминать, как мамы порой называют перед детьми Страшные Тайны. Ещё Евангелие читать, «Спас» смотреть. Купить какую-нибудь интересную богословскую книжку в церковной лавке.

Ещё придётся обидчиков простить. Если не получится — себя обвинять, что не можешь простить, у Бога помощи искать — и идти к Чаше, ибо Кровь Христа способна смыть твою обиду, умягчить каменное сердце. А у тех, с кем поругались — перед этим самому прощения попросить. Иначе не причастишься.

Тем, кто совершает совсем уж страшные грехи — с девушкой живёт до свадьбы или в преступной группировке состоит — тоже, ради жизни с Богом, ради причастия, придётся на девушке пожениться, и из разбойников уйти.

Что ещё? Ещё за собой смотреть. Понимать, зачем причащаешься. Не потому, что «сегодня праздник». Потому что хочется к Нему. Потому что с грехами сладу нет. Потому что смерть в моём теле царит, а я хочу жить вечно — быть с Богом всегда.

И вот тогда вопросов «а можно ли причаститься в Великую субботу, а потом ещё на Пасху» не возникнет. Мы просто перестанем понимать, как, вообще, можно праздновать Пасху, если не причастишься. Куличи что ли есть и радоваться, что изюма много наложили? А суббота великая с её длинной, но такой ни с чем не сравнимой службой — как мы уйдём из храма, не подойдя к Чаше?

Может, не сразу у нас такое понимание возникнет — везде ведь важна постепенность. Но будем хотя бы знать, что пренебрежение Причастием — грех. Будем ругать себя и плакать внутренне, если люди на службе причащаются, а мы в сторонке стоим, каменные и неготовые. Будем стремиться к Богу — это, пожалуй, главное качество, отличающее искреннюю веру от номинального благочестия. Будем стремиться всей своей жизнью.

И Бог обязательно выйдет к нам навстречу.

Новости по теме

Духовная вершина, или что происходит на Литургии Преждеосвященных Даров
Публикации 22 марта 2024
Духовная вершина, или что происходит на Литургии Преждеосвященных Даров

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, однажды рассуждая о молитве, сравнил её с разговором отца и детей. Малыши увлечены игрой и сладостями, но вот им по какой-то нужде необходимо идти и о чём-то рассказывать своему папе.

«Таинство Царства. Беседы о Литургии»: Литургия Преждеосвященных Даров
Онлайн-трансляции 29 февраля 2024
«Таинство Царства. Беседы о Литургии»: Литургия Преждеосвященных Даров

29 февраля на портале «Православие в Татарстане» в рамках образовательного проекта «Таинство Царства. Беседы о Литургии» состоялась трансляция пятой лекции, посвященной главному церковному Таинству — Евхаристии.

«Таинство Царства. Беседы о Литургии»: Литургия святителя Василия Великого
Онлайн-трансляции 23 февраля 2024
«Таинство Царства. Беседы о Литургии»: Литургия святителя Василия Великого

15 февраля на портале «Православие в Татарстане» в рамках образовательного проекта «Таинство Царства. Беседы о Литургии» состоялась трансляция третьей лекции, посвященной главному церковному Таинству — Евхаристии.

«Таинство Царства. Беседы о Литургии»: порядок Божественной литургии. Часть 2
Онлайн-трансляции 15 февраля 2024
«Таинство Царства. Беседы о Литургии»: порядок Божественной литургии. Часть 2

8 февраля на портале «Православие в Татарстане» в рамках образовательного проекта «Таинство Царства. Беседы о Литургии» состоится трансляция третьей лекции, посвященной главному церковному Таинству — Евхаристии.