Публикации

Проповедь митрополита Феофана в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
митрополит ФЕОФАН
Проповедь митрополита Феофана в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

7 апреля 2019 года, в Неделю 4-ю Великого поста, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Литургию святителя Василия Великого в Благовещенском соборе Казанского кремля. После чтения Евангелия (Мк. 9:17-31, Лк. 1:24-38) глава митрополии произнес проповедь.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Рече же Мариам: «Се, раба Господня: буди Мне по глаголу твоему» (Лк. 1:38). Благовещение Пресвятой Богородицы. Задумывались ли мы над величием этого праздника? Логикой, разумом невозможно понять, что же произошло более двух тысяч лет назад там, у колодца в граде Назарете, куда пришла за водой Пречистая Дева Мария.

Первые дни бытия человеческого. Вот прародительница Ева и Адам — в раю, поселенные там Богом. Кажется, чего еще желать? Красота, мир и спокойствие, любовь и взаимопонимание, гармония Творца и твари, когда и природа, и мир животный, и человек находятся в полном понимании и симфонии. И главное, чем был отличен человек от животных — разумом, бессмертной душой и великим даром от Господа — свободой. Перед человеком был выбор оставаться в райском месте, где он блаженствовал, соблюдая данную Господом заповедь — не есть плоды одного из деревьев. Сам Творец заключил завет с человеком.

И тогда, на заре жизни человеческой, произошла величайшая трагедия: диавол, вошедший в змия, нашептывает Еве, а Ева — Адаму. И это приводит людей к нарушению заповеди, данной Богом. Итогом стала потеря чистоты духа, дававшей возможность напрямую общаться с Богом, потеря гармонии с природным и животным миром, изгнание из рая. И со времени изгнания архистратиг Сил Небесных стоит с мечом, охраняя вход в рай. Но, с другой стороны, это и заря нашего спасения. Ибо будет Жена, семя которой сотрет главу змия.

Шли века и тысячелетия. Были трагедии — убийство Каином Авеля, всемирный потоп, после которого остаются в живых только Ной с семейством. И вновь род человеческий распространяется. И вновь были падения — плен египетский, плен вавилонский — падения и восстания. И был закон, данный Богом через Моисея. Эта цепочка событий не прекращается, человечество устало. Вот, железная рука Римской империи легла на землю Палестины, народ израильский снова был под гнетом. С одной стороны, пророки говорят о Спасителе, а с другой стороны — реалии. Где же Он, Спаситель? В отчаянии находился богоизбранный народ.

Но заря уже восходит! Вот Она — Дева Мария, рожденная от пожилых Иоакима и Анны, избранница Божья. С юных лет Она посвящена Богу и воспитывается в храме. Когда же Она выросла и не могла уже находиться в храме постоянно, ее отдают мнимому мужу — старцу Иосифу. И они уезжают в Назарет, где вновь — молитва и послушание. Там происходит нечто, что готовит эту юную отроковицу стать Матерью Бога. Она идет за водой к колодцу и здесь видит посланника неба — архангела Гавриила. Были у Нее и испуг, и радость благодатная. Имея духовный опыт, Мария понимает, что это может быть и обольщение, прелесть, когда вместо ангела является некто из другого мира. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк. 1:30-33).

Тогда Она была еще одной из нас, земнородных, и знала, что не может родить, ибо не замужем. Потому она спросила архистратига, как это будет? Никто и никогда не разгадает эту тайну, и Она поняла, что Бог так судил. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему.

Вот Ева, которая послушала не Бога, а диавола — и случилась трагедия всего человечества, проклятие и испорченность грехом. Прошли тысячелетия, и к представительнице рода человеческого является посланник Господа. И Мария, веря Богу, говорит: се, Раба Господня; буди Мне по слову твоему. У первой женщины, Евы, было недоверие Самому Богу. А здесь — полнейшее послушание.

Мария зачала и по прошествии положенного времени родила Сына, имя Которому Иисус — Сын человеческий и Божий. Через Еву в человечество вошла смертельная язва, а через послушание Марии, Ее чистоту и веру Господь принял плоть человеческую, чтобы исцелить нас. С этой плотью Он был жестоко мучен, добровольно взошел на крест, умер, был погребен, сошел до ада и воскрес. Таково величие сегодняшнего праздника. И не случайно в церковном песнопении поется: Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Никто и никогда не поймет, как всемогущий Бог превращается в человека. Это великая тайна — рождение от Пречистой Девы, соединение двух естеств неслитно и нераздельно. И эта тайна познается только верой. В нынешнем празднике начало всего — и Троицы, и Пасхи, и иных великих праздников, и Божественной премудрости о нас. Неслучайно на Руси так любят этот праздник, оставляют все домашние дела и посвящают день Божией Матери. Давайте же и мы принесем Богу то, ради чего Он воплотился, проповедал, умер и воскрес — наше покаяние. Аминь.

Теги:
Благовещение Пресвятой Богородицы
проповеди
митрополит Феофан
слово митрополита Феофана

Все публикации