Богослужение крестопоклонной седмицы наполнено множеством цитат из Священного Писания, прообразов и сравнений различных библейских событий и событий Нового Завета. Давайте вместе соберем их как некий жемчуг в сокровищницу наших знаний о Боге и Сыне Его Иисусе Христе.
Дерево познания добра и зла как противоположность Святому Кресту
«В древности через дерево змий заключает Эдем, древо же Креста его отверзает всем желающим постом и слезами очиститься» (3 стихира на малой вечерни).
Подножие ног Господа, которому царь Давид призывает поклониться
«Приди же ныне, Давид, бряцай на лире, с нами воспевая: "Верные, возносите Христа [и] поклоняйтесь Его подножию!"»
Действительно в Псалтири есть такое место: «Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!» (Пс.98:5)
Древо жизни в раю даже сам рай — прообраз древа Крестного
«Радуйся, живоносный Крест, Церкви прекрасный рай, древо нетления, произрастившее нам вечной славы наслаждение...» (стихира на великой вечерне).
Ликуйте и те, кто ищет потерянный рай среди земель Ближнего Востока или еще где-нибудь. Он нашелся! И вы можете найти его в любом православном храме. Идите в ближайшим храм и вот он, Рай, — и это Церковь и Крест Христов, место на котором страдал Второй Адам, Иисус Христос. Вы можете просто протянуть руку и прикоснуться к Древу жизни, вход к которому был закрыт Адаму и Еве, теперь доступ к нему открыт всякому верующему.
Символы царской власти — трость и красные чернила как образы крестных страданий Господа
«Крестом и кровью, обагрившей персты Твои, как тростью и пурпуром освобождение нам по-царски подписать человеколюбиво благоволивший!» (стихира на «Славу»).
Здесь имеются ввиду красные или пурпурные императорские чернила, которые использовали еще в Древнем Риме. Такими красными чернилами писали только государственные документы и только на территории императорского дворца. Цвет этих чернил напоминающий кровь, напомнил составителю песнопения крестные страдания Господа. И если император своим указом может дать свободу рабам, то Сам Господь Своей Кровью подписывает указ об освобождении нас от рабства.
Победа Давида над Голиафом как прообраз победы над злом с помощью Креста
«Господи, Ты помог кротчайшему Давиду победить иноплеменника, и верному нашему царю содействуй в битвах, и оружием Креста врагов наших низложи...» (стихира на стиховне «И ныне»).
Сам Давид часто в псалмах пишет, что лучшее оружие верующего — это его вера. Поэтому и мы называем нашим оружием Крест, который символизирует нашу веру в Распятого.
Битва с Амаликом
«То, что в древности прообразовал Моисей распростертыми руками, — Крест Твой ныне обнимая, невещественного Амалика побеждаем (3 тропарь 3 песни канона Утрени).
Где же там Крест? А вот где: Моисей простирал руки, подобно тому, как на Кресте простирает руки Распятый Христос. Когда пророк простирал руки к Богу, избранный народ одолевал амаликитян, когда же опускал, то напротив одолевали амаликитяне. Поэтому руки Моисея поддерживали Иисус Навин и Ор, тем самым как бы выпросив у Бога победу над амаликитянами.
«Древо в хлебе»
Это выражение, которое когда-то даже было фразеологизмом, означавшим «вместо пищи накормим его дубиной или распнем его на древе» упоминается в богослужении крестопоклонной седмицы:
«Древо, вложенное в Твой хлеб, то, что узрел скорбный песнопевец из числа пророков, Крест Твой целуя, Милосердный, мы воспеваем Твои узы, и погребение, и копье с гвоздями (тропарь 6 песни канона Утрени).
Скорбный песнопевец во пророцех — это конечно же пророк Иеремия, который предвидя страдания Христа, изобразил его страдающим агнцем, которому злодеи положили в хлеб (в пищу) дерево, чтобы отравить его (Иер.11:19). И да, Древо Крестное, было смертельным и «ядовитым» для Христа, но нам приносит спасение.
Древо пророка Елисея
«Иди, Елисей пророк, скажи открыто, что это за дерево, которое в воду ты вложил? Это Крест Христов, которым мы извлечены были из глубины тления».
Жезл патриарха Иакова
«В древности Иаков, / прообразуя Крест Твой, Христе, Иосифу, / преклонялся на верх божественного жезла…»