Мы продолжаем публикацию беседы святителя Василия Великого о посте. Напомним, древний текст пересказан на современном русском языке, причём где-то сокращён, а где-то, напротив, распространён. Это сделано с одной единственной целью: чтобы нынешние христиане могли воспринимать эту проповедь максимально полно. В конце отрывка вы найдёте ссылку на оригинальный перевод.
О посте, часть четвёртая
...Впрочем, вернёмся к истории и посмотрим, правда ли, что все святые соблюдали пост с самой древности и хранили эту привычку как драгоценность, передавали её от отца к сыну.
Начнём с рая. Там не было, как я уже говорил, ни вина, ни забоя животных, ни мясной еды. После потопа узнали вино, после потопа услышали от Господа: ешьте всё, «как зелень растений». Когда пропала надежда на совершенство, тогда было позволено наслаждение.
Кстати, живым примером того, что до потопа вина не употребляли, служит Ной. Он ведь не знал про действие алкоголя! Всё потому, что не вошло ещё вино в мир, не было привычным для людей. Потому и Ной, не видев никого пьяным, и сам таким никогда не бывавший, по неосторожности причинил себе вред. Ной стал разводить виноград, выпил вино и опьянел не потому, что любил выпивать, а потому что ещё не знал, как его пить без вреда себе. Так что употреблять вино люди стали гораздо позже райской жизни, а до этого постились!
Идём дальше. Мы знаем, что пророк Моисей поднялся на гору именно во время поста. Он не осмелился бы приступить к дымящейся вершине, не дерзнул бы шагнуть в темноту, если бы не вооружил себя постом. Во время поста получил он заповедь, перстом Божиим написанную на каменных плитах.
Если на вершине горы пост помог человеку получить закон от Бога, то у подножия той же самой горы царила ненасытность, и она «подарила» людям совсем другое — идолослужение. «Стали есть и пить, а после принялись вовсю веселиться», сообщает нам книга Исхода.
Всё! Сорок дней пребывал с Богом служитель Его Моисей, молился и постился — и подвиг этот оказался бесполезным для людей, всего один раз перебравших вина.
Помните, что Моисей, спустившись с горы и увидев пьяные пляски вокруг золотого тельца, разбил скрижали с заповедями? Так вот, разрушило скрижали Бога не что иное, как пьянство — пророк посчитал упившийся народ недостойным божественных законов. Одно мгновение, и люди, великими чудесами наученные богопознанию, провалились в египетское мракобесие. Всё из-за чего? Из-за своей ненасытности. Вот и сравни одно с другим: пост, который возводит к Богу, и роскошь, лишающую спасения.
Продолжим вспоминать историю. Что сгубило Исава и сделало его рабом младшему брату? Не чечевичная ли похлёбка, за которую он продал своё право старшинства? А пророка Самуила подарила матери не молитва ли, соединённая с постом? Что сделало непобедимым великого воина Самсона? Пост, с которым он был зачат в чреве матери. Именно пост вынашивал его, пост вскармливал его, пост воспитывал его. Какой пост? А ты вспомни, как ангел сказал отцу Самсона: «Пусть твоя жена не делает ничего того, что я запретил ей. Пусть не ест ничего, что рождает виноградная лоза, и не пьёт вина и пива».
Продолжение следует…
Проповедь в оригинальном переводе тут
А вы читали раньше творения святителя Василия Великого? Делитесь опытом в комментариях.