Публикации

Проповедь митрополита Феофана на вечерне с чином прощения в Благовещенском соборе Казани

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
митрополит ФЕОФАН
Проповедь митрополита Феофана на вечерне с чином прощения в Благовещенском соборе Казани

Вечером 10 марта 2019 года, в Неделю сыропустную — воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил вечерню с чином прощения в Благовещенском соборе Казанского кремля. После отпуста правящий архиерей обратился к духовенству и народу с поучительным словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вот и вновь настало время святого Великого поста. Воскресный день накануне его начала называется Прощеным воскресеньем, и сегодня люди спешат в храмы, чтобы, взяв благословение на пост, начать его с прощения друг друга.

Нередко звучит вопрос: «Как же так? Мы просим прощения из года в год, из века в век. Неужели мы не исправились?» А кто это «мы»? Мы — члены Церкви, часть единого церковного тела. И одновременно каждый из нас — образ Божий. Каждый нуждается в личном прощении. Неслучайно сегодня мы слышали отрывок из Евангелия (Мф. 6:14-21), где Господь говорит о том, как надо поступать, чтобы Он простил. И звучат очень грозные слова: если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Слова предостерегающие и одновременно обнадеживающие. Нам поставлено условие, через которое мы вступаем в общение с Богом. Хочешь, чтобы Господь простил тебя? Выполни поставленные Богом предписания и прости брату своему — тому, который тебя оклеветал, обругал, опозорил честь и достоинство. Это главное.

К великому сожалению, мы девальвировали это Божие повеление. Нередко можно видеть и слышать, как мы механически в этот день говорим «прости меня» не тем, кто нас обидел или кого обидели мы, а человеку нейтральному — знакомому, другу, а возможно, и почитателю. Легко в этом случае сказать: «Прости», — и в ответ услышать такое же легковесное: «Бог простит». Но каждый из нас без исключения знает кого-то, к кому в душе горят и ненависть, и зависть, и желание отомстить. Найди этого человека, твоего обидчика или обиженного тобой, и смиренно попроси именно у него прощения. Кажется, что может быть легче. Но зря мы так думаем! Как только совесть начинает пробуждаться, появляются и препинания в сердце: «Я у него должен просить прощения? Сколько обид было нанесено мне! А я если и обижал, то все правильно делал». И идет внутренняя борьба, которая является барьером для истинного прощения и покаяния друг перед другом. Сейчас пошла мода отделываться сообщениями в телефоне. И мы рады: пусть бездушная система автоматически просит за нас прощения. Но это есть не что иное, как отговорка. И так постепенно девальвируется великая ценность.

Мне вспоминается роман писателя Виктора Гюго «Отверженные», где вышедший из тюрьмы преступник находит приют в монастыре. Там его встречают как почетного гостя, а он вместо благодарности крадет из обители серебро и ценности. Его схватили и привели обратно в монастырь. Украденные вещи показывают настоятелю и тот, спасая жизнь несчастному вору, говорит, что эти вещи были подарены. Это произвело на похитителя такое впечатление, так тронуло его душу, что он навсегда оставил свое грязное ремесло. Вот что значит сила прощения!

Разве мы не встречаем в жизни непримиримую ненависть друг ко другу — такую, когда никто не хочет уступить? Но чье-то сердце вдруг отзывается и он решает первым попросить прощения. Стыдясь, робко и неуклюже подходит: «Ты меня прости, пожалуйста». И обидчик обезоружен, хотя только что был готов стереть с лица Земли своего врага. А кем были его «оруженосцы», наполнявшие сердце ненавистью? Бесы! Так они действуют на человека, и он не может переступить через себя и попросить прощения.

Где-то я встретил, что сегодня пришла пора призвать: «Грешники, объединяйтесь!» Для чего? Чтобы пойти ко Христу и Его Воскресение встретить очищенными от грехов. У Достоевского в «Братьях Карамазовых» есть очень короткое рассуждение об аде. Всего два слова, но в них вся суть: «Слишком поздно». Когда человек покидает свой земной удел, ему моментально открывается весь смысл прошедшей жизни, но уже «слишком поздно». Нет болезни и печали для праведников, но нет и возможности для покаяния грешникам. Поэтому нужно просить прощения и у живых, и у мертвых, ведь у Бога все живы. Предание повествует, что когда мы просим прощения у мертвых, да еще и с молитвой, Господь посылает весточку, что мы примирились с ушедшими из этой жизни.

Сегодня, выйдя после богослужения из храма, не торопитесь поесть еще блинов перед Великим постом, но вспомните, с кем вы еще не примирились и обязательно постарайтесь сделать это. Даже если не удастся встретиться сегодня или в ближайшее время, то Господь, видя намерения, пошлет вам такую возможность. Запомните навсегда: просить прощения у обидевших или обиженных тобою — великий подвиг, который связан с уничтожением нашей гордыни. И если мы эту гордыню силой Божией и своим намерением поборем, то и дальнейшее время поста будет благоприятным и спасительным.

А сейчас обращаюсь к вам, мои дорогие отцы! Я понимаю, что как архипастырь вынужден порой применять какие-то административные меры. Думаю, что нередко это приносит кому-то обиду и скорбь. Как человек, я могу и ошибаться. Как человек, облеченный архиерейской властью, могу не всегда вникнуть в суть дела и затем сделать что-то не так. Возможно, мое поведение или слова вызывают некий соблазн и смущение — как у вас, дорогие отцы, так и у вас, моя честная паства. Я хотел бы попросить у вас прощения. Не потому, что так формально положено, а потому, что никто из нас не знает, что будет завтра. Возможно, для нас это последний шанс, чтобы затем самим просить у Бога прощения, Который не может не исполнить Свои слова. Вспомните их: итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5:23-24). Суть поста, ограничения в пище, молитв и поклонов — наша духовная жертва. Но она будет бездейственной, если мы не исполним того, о чем говорит нам Господь.

Дорогие отцы, братья и сестры! Простите меня перед началом Великого поста за всё, что мог вам сделать — обидев или оскорбив, соблазнив или принеся иной непокой душе вашей. Простите меня, Христа ради! И я вам всем скажу: «Бог вас всех простит и помилует». Аминь.

Теги:
Прощеное воскресенье
Великий пост
прощение
Неделя сыропустная
митрополит Феофан
слово митрополита Феофана

Все публикации