Публикации

Изречения Псалтири о посте

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Иерей Валерий ВАРНАШОВ
Изречения Псалтири о посте

О, блаженный царь богоотец Давид!
Ты начертал перстами своими Псалтирь,
ведомый Духом Святым.
Научи нас молитве и посту, как это угодно Господу.

Бежать от суеты

«Время сотворити Господеви» (Пс.118:126)

Вот оно наступило время поста. Великий царь и псалмопевец Давид восклицал о себе в молитве к Богу: «Отврати очи мои, еже не видети суеты» (Пс.118:37). Вот оно первое делание поста, легкое и несложное — отвернуть надо очи свои от всего бессмысленного, мелькающего, шумящего, от телевизора, компьютерных игр, развлекательных книг и сайтов и т.п. Разве не в нашей власти глаза наши? Кто заставляет меня зреть все это? Но Давид просит этого у Бога. Значит нужна еще и помощь от Господа в этом деле.

Действительно, не лучше ли направить взгляд на то, что имеет высший смысл. В небо посмотри — и ты увидишь, что «небеса — дело рук Божиих», на землю посмотри — и увидишь, что «все к Нему чают», к Богу (Пс.103:27). Посмотри на человека и увидишь, что он малым чем умален от Ангел.

Ну а что же я? «Прилипла к земле душа моя» (Пс.118:25), все мысли о земном, «суете уподобился» (Пс.143:4).

Избегать празднословия и сквернословия

«Удержи язык твой от зла и устне твои еже не глаголати льсти» (Пс.33:11)

Господь сказал, что за каждое праздное слово мы дадим отчет, а апостол Иаков посвятил обличению грехов языком большую часть своего послания. Так и царь Давид в 38 Псалме пишет, что лучше молчание, чем гнилое слово: «сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим: положих устом моим хранило» (Пс.38:1-2). Значит и нам нужна охрана у ворот наших уст, чтобы не выпускать из них никакого скверного слова, и охрана эта есть молчание.

Покрыть постом душу свою

Вот и следующий урок поста от царя Давида:

«И покрых постом душу мою и бысть в поношение мне» (Пс.68:11)

Мы накрыли стол — на нем только постное, а что же душа, чем ей питаться? «Душа не больше ли пищи, а тело одежды?» (Мф.6:25). Так значит не только стол, но и душу нужно покрыть постом. Мы покрыли постом свое тело, накроем им и свою душу. И если мы ограничиваем питание нашего тела, то значит и душа наша тоже должна поститься — ум не должен развлекаться, мысли бегать в суете, воля и желание должны находиться в пределах богоугодных. Наш учитель поста царь Давид во время поста одевался во «вретище». Конечно, пост — это не время для щеголяния красивой и богатой одеждой. Но мне кажется, в этих словах больше иносказания. Вретище — это одежда нищего. А значит и мы вместе с Давидом должны сказать о себе: «Нищ и убог есмь аз» (Пс.108:22). Нищ и убог я добрыми делами, увы мне, нет сердечной молитвы, покаяния.

Псалмопевец также сказал, что пост был ему «в поношение» — и мы не будем ждать похвалы за пост.

Смирить постом душу свою

«Я погряз в глубоком болоте и не на чем стать, вошел в глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня» (Пс.68:3)

Очень важно это осознать — что я в болоте, в тине, погряз во грехах. «Может я не так уж и плох, пощусь, молюсь, не убивал никого», — вот подумал ты так и тут же оказался на дне адском, вместе со своим другом фарисеем (может быть протянет тебе руку мытарь?) процеживаешь комара, взвешиваешь миллиграммы молока в шоколадке. Признай свою вину пред Богом, осознай свои грехи, возопи с Давидом: «Боже, ты знаешь безумие мое, и грехи мои не скрыты от Тебя» (Пс.68:6).


Духовный пост не отменяет телесный

Но может кто-нибудь подумает: «Зачем тогда поститься телесно, если главное — пост духовный?» Посмотри на Христа Господа нашего — Он постился телесно, а апостолы тоже использовали это спасительное средство, а мы думаем — вот я буду подобрее — вот и мой пост. Не будем забывать, что пост — это состояние райское, это жизнь в раю духовном, ведь Адам и Ева там тоже постились — воздерживались от вкушение плодов древа познания добра и зла.

«Ибо пепел, как хлеб, я ел, и питьё моё слезами растворял» (Пс.101:9)

Посмотри на Давида, душа моя, он «забывал снести хлеб свой» (Пс.101:5), а ты ешь рыбу и думаешь о мясе, вкушаешь обед, а думаешь об ужине. Псалмопевец писал: «колени мои изнемогосте от поста» (Пс.108:24). Отчего же от поста изнемогает мой живот, а не колени? Давид изнемогал от долгих молитв на коленях, а мои колени изнемогают от ношения тяжелого и грузного чрева, наполненного всякой постной едой.


Усилить молитву

Пост — время усиленной молитвы. Но я и так читаю правило утром и вечером. Хорошо. Но что говорит Давид:

«Семикратно в день прославляю Тебя...» (Пс.118:164).

Вот царь находил время семь раз день для молитвы, да и ночью тоже не забывал о Боге: 

«Каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою» (Пс.6:7).

Поэтому великие святые и учили непрестанной молитве — умной молитве, которая произносится только умом, мысленно. Чтобы ты не делал или делала в уме всегда можно молиться молитвой Иисусовой, и увидишь сколько мысленных врагов убежит от тебя. Вот они собрались вокруг мысли греховные, «ненавидящих меня без вины больше, чем волос на голове моей» (Пс.68:54). Это они мысли твои греховные и есть те самые враги, о которых говорит псалмопевец. Если будешь произносить в уме молитву Иисусову, то увидишь как разбегутся от тебя враги твои — помыслы недостойные.


Заключение

О, святой царь Давид, мы прикоснулись немного к словам псалмов, словно услышали звуки Псалтири, на которой играл ты, воспевая их. Помоги нам своими молитвами пред престолом Того, Кого ты видел в прообразах, Христа Господа нашего. Да даст нам Господь встретить праздник Светлого Христова Воскресения в единении, единомыслии, твердой вере и благочестии. Пост этот да не будет нам в осуждение и да сподобит нас Причащения Святых Своих Таин.

Теги:
Великий пост
пост
духовная жизнь
Псалтирь
Священное Писание

Все публикации