К истории поста в дни сырной седмицы

3269
Фото

Неделя перед началом Великого поста, имеющая в Типиконе название «Сырная седмица», а в народе масленица — это особый период православного литургического года. Уже наступил пост, но еще не строгий и великий. Есть ограничение в мясе, но это ограничение практически незаметно. К тому же еще — эта седмица сплошная, что тоже сообщает постной неделе непостный настрой. Сплошными могут быть только седмицы праздничные. Но, тем не менее, уже наступил пост. Такая вот непостная постная сплошная седмица. Да и богослужения в среду и пятницу на этой неделе вплотную приближают нас к Великому посту. Отсутствие Литургии и великопостные особенности делают богослужение этой недели генеральной репетиций к главному посту всего года.

Иерусалим

Установление поста этой седмицы относиться ко времени VII века. Соблюдение поста в эту неделю в первую очередь распространилось на Востоке. Но если жители Византийской империи соблюдали этот пост в седмицу перед Великим постом, то представители армянской и иных монофизитских церквей приурочили этот пост к седмице, отстоящей от Пасхи на десять недель, и соблюдают его так же строго, как и Великий пост.

Первые сведения о богослужении города Иерусалима мы можем получить в «Паломничестве Эгерии» — воспоминании паломницы из Испании, бывшей в Иерусалиме в конце IV века. Эта книга сохраняет живые воспоминания о древнейшем Иерусалимском христианском богослужении. Согласно «Паломничеству», Великий пост начинался в то время на 8 недель до Пасхи, причем суббота и воскресенье не считались в числе постных дней. В армянском переводе иерусалимского Лекционария (расписания чтений священного Писания), соответствующего практике Иерусалима V века, Великий пост начинался за семь недель до Пасхи, исключая из счета субботы и воскресенья. В Иерусалимской Церкви Великий пост в разное время составлял семь или восемь недель, и в практике Иерусалима суббота и воскресенье не входили в число постных дней. Преподобный авва Дорофей Газский (кон. VI в.) отмечает, что апостолы освятили семь седмиц для Великого поста, но святые отцы прибавили к ним еще одну седмицу, чтобы довести число постных дней до сорока. В документах из Антиохии встречаются такие же упоминания о посте в восемь или семь недель.

Константинополь

В Константинополе после иконоборческой смуты Великий пост длился семь недель, к которому уже была присоединена предваряющая пост сырная седмица, когда вкушение мяса уже не положено, но и в среду и пятницу уже совершалась Литургия Преждеосвященных Даров, как в пост. Наиболее ярким отличием будних дней Великого поста в Константинополе было ежедневное совершение Литургии Преждеосвященных Даров. Она была тесно связана с огласительной системой: за этими службами прочитывались важнейшие книги Ветхого Завета. В Константинополе воскресенья и субботы входили в счет дней Великого поста.

Современная практика

Разница в практике подсчета длительности Великого поста, когда в Константинополе постились семь недель, а в Иерусалиме все восемь, привела к тому, что за восемь недель до Пасхи мы начинаем наш постный путь. Сырная седмица, предваряющая Великий пост, является своеобразным компромиссом практик двух главных городов Византийской империи — одновременно постно-непостной седмицей, когда уже есть ограничение в пище, но нет еще той строгости, которая отличает подготавливающий нас к Светлому Христову Воскресению, длительный Великий пост.

Новости по теме

Неисчерпаемая Чаша Евхаристии
Публикации 17 апреля 2025
Неисчерпаемая Чаша Евхаристии

Сегодня Великий Четверг. В этот день на тридцать третьем году Своей земной жизни, накануне Крестных Страданий, Иисус Христос собрал учеников за Тайной Вечерей

Великие дни Страстной седмицы
Публикации 15 апреля 2025
Великие дни Страстной седмицы

Священники Казанской епархии о самой важной неделе для каждого христианина

Шестая седмица — путь ко гробу Лазаря
Публикации 9 апреля 2025
Шестая седмица — путь ко гробу Лазаря

Великий пост – дорога к Пасхе, а его шестая седмица – путь в Вифанию. Туда, где заболеет, умрет и пролежит несколько дней во гробе Лазарь. Где свершится невероятное – царство смерти отпустит по велению Господа Его праведного друга.

В канун Недели 5-й Великого поста митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Петропавловском соборе Казани
В канун Недели 5-й Великого поста митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Петропавловском соборе Казани

5 апреля, в канун Недели 5-й Великого поста, преподобной Марии Египетской, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в Петропавловском соборе города Казани.