Публикации

О призвании женщины по учению святой Православной Церкви

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
епископ Алексий (Дородницын)
О призвании женщины по учению святой Православной Церкви

Слово ректора Казанской духовной академии епископа Алексия (Дородницына) в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (1905 год)

Вся слава дщери Цареви внутрь (Псал. 44, 12)[1].

В праздник, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, о чем, христиане, благоприличнее нам побеседовать, имея пред своими духовными взорами сию Деву чистую, святую, пренепорочную, честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, эту идеальную Дщерь, как не о наших дщерях: об их призвании по учению святой Православной Церкви.

К этому мы побуждаемся не только нынешним церковным торжеством, которое все сосредоточивается около светлого лика Пречистой Богородицы, идеальной Девы, Жены и Матери, но и теми суждениями, не всегда отличающимися надлежащей умеренностью, которые имеют место в нашем обществе и печати при решении так называемого женского вопроса.

Давно уже в нашем обществе слышатся жалобы на стесненное положение женщины, на то, что условия нашей общественной жизни, неблагоприятно сложившиеся для русской женщины, не дают ей поприща для её деятельности. Так называемый женский вопрос находит для себя защитников не только в среде самих женщин, что весьма естественно, но со страстностью обсуждается на страницах нашей периодической печати. Ему посвящены многочисленные статьи и ученые исследования. Защитники прав женщин не удовлетворяются тем вниманием, той предупредительностью, которыми женщина пользуется в современном обществе. Поборники женского вопроса для подтверждения своих доводов пользуются данными физиологии, психологии, истории, государственной экономии, которые все, по их мнению, с неотразимой ясностью доказывают ту мысль, что женщина по своей физической и духовной организации имеет все права на общественную деятельность наравне с мужчиной.

Не дело церковного проповедника разбирать все эти доводы: у него есть своя точка зрения на предмет, единственно верная — это учение Священного Писания.

Из всех заслуг, какие женщина может оказать человечеству, Священное Писание выше всего ставит заслуги матери: ими она не только возвышает достоинство свое пред людьми, но приобретает высокое значение и у Бога. Жена, говорит апостол Павел, спасется чадородия ради, аще пребудет в вере и любви и во святости с целомудрием (1 Тим. 2, 14).

В настоящее время женщину толкают на поприще общественной деятельности, где ей сулят успех, знатность, богатство. Мы еще не знаем, насколько действительны те заманчивые обещания, которые так щедро расточают женщине защитники её прав. Но Священное Писание и опыт жизни знают, что в своем скромном круге материнских обязанностей женина достигает величия и святости.

Обратим наши взоры к светлому лику ныне прославляемой Божией Матери Пресвятой Девы Марии. Она прославила женщину славой, которой не удостаивались ангелы. Она подняла человечество на такую высоту, на какой оно никогда не было, пред величием которой небесные силы преклоняются. И это величие, и эту славу Пресвятая Дева приобрела не какими-либо громкими подвигами на поприще общественной деятельности: не открытиями в области знания, не ораторским и врачебным искусством: Она чрез то стала выше всех людей, честнее херувимов и славнее серафимов, что Бог удостоил Ее быть Матерью Господа, Матерью Сына Божия, благоволившего восприять от Неё плоть человеческую.

Эта смиренная раба Господня, как Она себя называла, жила единственно материнским чувством. С тех пор, как небесный вестник принес Ей радость благовещения и сила Всевышнего осенила Ее, и до дня Ея успения одна мысль наполняет Ея душу и составляет средоточие Ея существа, — это мысль о Сыне Ей Богом дарованном. Сюда направлены все Её заботы и попечения, отсюда все Её радости; отсюда все Её печали. Представим ли мы Её в доме Иосифа обручника, когда Она своим любящим взором смотрит на спящее или играющее и улыбающееся свое дитя, или держит его на своих руках и кормит его своею грудью; будем ли мысленно сопровождать Её в храм, куда является она со своим младенцем, и где праведный Симеон, приветствуя в принесенном в храм младенце величие обетованного Спасителя мира, в то же время предрекает, что Ей самой оружие скорби пройдет душу; — станем ли рядом с Ней на Голгофе у креста Её возлюбленного Сына, где острый меч пронзает Её сердце и потом пойдем с Ней ко гробу, над которым льются Её горячие слезы; вообразим ли Её лик в день Воскресения Христова с отрадой в душе и с сиянием радости в просветленных очах, или на Елеоне в день Вознесения, когда Она смотрят на небо, куда возносится, осененный облаком, прославленный Сын Её; вспомним ли, как Она пребывает в лике апостолов, окруженная их почтением и попечениями, и своими благословениями сопровождает их на дело проповеди о Христе распятом и воскресшем: везде Она мать и только мать.

Святая Церковь не может иначе представить эту избранницу рода человеческого, послужившую нашему спасению и возвысившую в своем лице женщину до невообразимой прежде высоты, как в образе матери с Предвечным Младенцем на руках, и великие христианские художники в этом лике Богоматери находили предмет для самых возвышенных вдохновений, и ей, держащей в объятиях Своего Божественного Сына, посвящены самые замечательнейшие из художественных изображений, созданных человеческим гением. Самый божественный взор Отца Небесного умиляется зрелищем Матери, держащей на руках Предвечного Младенца, а потому ни с одной иконой не соединяется так часто благодать чудотворений, как с иконой Богоматери с Предвечным Младенцем.

Девы и жены! Смотрите на этот образ избранницы Божией, которая в качестве Матери Господа сделалась честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим и, смотря на него, признайте свое лучшее призвание. Не гоняйтесь за внешней деятельностью; не ищите почетных титулов, какие раздаются в государстве. Самое лучшее украшение для вас достолюбезное и достоуважаемое — имя матери. С этим именем соединяются для вас все обетования Божии и вы будете блаженны, если выполните священное призвание матери, если воспитаете как следует не только по телу, но и по душе, тех детей, которых дал вам Господь, если сумеете привести их ко Христу, Который не менее, чем вы, любит детей ваших и готов ущедрять их своими благословениями; если своим материнским руководством и теплой молитвой к промыслителю направите их на стези добродетели и удержите их на этих стезях. Если все это вы сделаете, то вы безбоязненно явитесь с вашими чадами пред судом Христовым и скажете: «се аз и дети, яже ми даде Господь» и будете в сонме святых жен, окружающем Преблагословенную из матерей, и вас вместе с другими матерями, честно исполнившими свой долг, Она, подобно вам испытавшая материнские скорби и заботы, представит Богу и Сыну Своему, и поведет в те блаженные обители, которые предназначены матерям, спасшимся чадородия ради, и ради доброго воспитания детей своих. «Блаженно чрево, носившее тя, и сосца, яже еси ссал» (Лк. XI, 27), — воскликнула одна женщина в восхищении от необыкновенных речей Господа Иисуса Христа, перенося Славу Сына на Его Пречистую мать.

Блаженны матери, скажем мы, — блаженны не в этом только веке, но и в грядущем, когда откроются достоинства их детей, обязанных своим матерям не только рождением, но и добрым воспитанием.


[1] Словом «внутрь» означает благочестие, ибо украшение Церкви есть духовное.

Источник: Известия по Казанской епархии. Издание Казанской духовной академии. - 1905 г. - №43. - с.1283-1286

Теги:
Введение во храм Пресвятой Богородицы
женщина
материнство
епископ Алексий (Дородницын)

Все публикации