21 октября 2018 года, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов VII Вселенского Собора (787), митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Божественную литургию в храме Пророка Божия Илии в селе Ильинское Зеленодольского района Республики Татарстан. После чтения воскресного Евангелия (Лк. VII:11-16, Ин. 17:1-13) Его Высокопреосвященство произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Удивительное повествование мы слышали сейчас, во время чтения Евангелия. Христос путешествует, входит в град Наин и видит большую толпу людей в печали. Оказывается, хоронят единственного сына некой вдовы. И сейчас, и в те времена особенно важным остается продолжение рода, как надежда на будущее. Не сказано, где и как наинская вдова потеряла мужа, но ясно уже, что она была несчастна и не осталось у нее надежды на продолжение рода, ибо сын ее умер. Очевидно и то, что женщина была уважаема земляками, потому что большое количество людей принимали участие в этой траурной процессии.
Христос, исцелявший больных, всегда делал это лишь по просьбе, после обращения к Нему. Здесь обращения не было, но Он увидел глубокую скорбь этой несчастной женщины. Как сказано в Писании, Он сжалился над ней, как человеку Ему стало жаль эту женщину. Как Бог Он имел власть над жизнью и смертью и первое, что сделал Христос — утешил мать. Затем Он подходит к лежащему на смертном одре сыну вдовы и произносит: «Юноша! тебе говорю, встань». Мертвец, которого несли хоронить, оживает, и Христос отдает его матери. Великая скорбь матери — и вдруг находится великий человек, праведный, пророк, который одним словом воскрешает мертвого.
Возникает вопрос: где же сейчас такая сила божественного произволения? Есть ли она? Или она была только тогда, в далекие времена? Есть, без сомнения, и эта сила божественного прикосновения к душе человека проявляется многократно и в самых разных случаях. Часто бывает в нашей духовной жизни, что мы становимся настолько падшими, настолько омертвевшими грехами, что, кажется, нет надежды на восстановление. Но человек приходит в храм или где-то еще слышит слова Евангелия, и его вдруг пронизывает удивительная, живительная сила, воскрешающая от греха, такая, что человек нередко оставляет все свои греховные привязанности. Известно много примеров, когда богатые, известные в обществе люди — ученые, военные, артисты, бизнесмены — оставляли всё и уходили в монастырь, полностью пересматривали свою жизнь, начинали с чистого листа. Знавшие их не могли понять и часто — принять такие перемены, когда известные люди вдруг меняли яркую светскую жизнь на молитву и затворничество.
Но эти люди почувствовали вкус настоящей жизни, цель и смысл жизни как таковой. Они стали осознавать, зачем родились и что им следует делать на этой земле, увидели цель земного путешествия. Цель эта — жизнь с Богом, и наша земная жизнь — словно некий полигон для испытания совести и духовной прочности. Здесь как от балласта человек избавляется от налипшей грязи и душа очищается.
Слушая Евангельское чтение о воскрешении единственного сына вдовицы, подумаем о нашей личной трагедии. Жива ли наша душа или уже подвержена пороку и греховному растлению? Есть ещё время обратиться к Богу и через покаяние, через выполнение заповедей переоценить свой жизненный путь. И тогда радость воскресшей под благодатным воздействием Божиим души будет не менее важна, чем воскрешение единственного сына наинской вдовицы. Душа — единственная, неповторимая и вечная, и она безмолвно плачет и тоскует в темнице нашего тела, которое мы нередко превращаем в сосуд оскверненный. Но когда мы будем чистить этот сосуд и нашу душу, то почувствуем радость от воскрешающей благодати Божией. Аминь.