Публикации

Стереотипы о Православии

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
иерей Александр ЕРМОЛИН
Стереотипы о Православии

Стереотип… Вряд ли бывает что-то более устойчивое. Это и понятно, ведь самое простое определение стереотипа — это «устойчивое, упрощенное, схематичное представление о чем-либо». Сложилось мнение, закрепилось в массах — и все: стереотип готов. Какие вы знаете стереотипы? Они бывают разные. Например, о России. Это когда считают, что по улицам российских городов ходят медведи с балалайками. Бывают стереотипы о мужчинах и женщинах, о домохозяйках и бизнес-леди. Наверное, они бывают во всех сферах нашей жизни. И, разумеется, они бывают о Церкви.

И вот здесь хочу сделать важную оговорку. Мы не будем говорить, что «все священники толстые», и что «у каждого священника в гараже джип». Думаю, что эта тема давно себя изжила. Когда человек начинает жить церковной жизнью, он понимает, что за всеми этими штампами нет никакой правды. Давайте поговорим о других стереотипах — тех, что существенно искажают суть православного понимания мира.


Церковь лишает человека свободы

Рискну предположить, что этот стереотип пришел к нам из советской антирелигиозной пропаганды. Религия порабощает человека, лишает его свободы — об этом писали многие атеистические агитаторы. Чтобы разрушить этот стереотип, надо всего лишь открыть Евангелие. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:28-29).

То есть Господь предлагает человеку прийти к Нему за свободой, а не за рабством. «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос», — пишет апостол Павел. Стойте в свободе!

Что же тогда значит «раб Божий»?

Многих смущает само слово «раб». «Какая может быть свобода, если используется такое слово?» — недоумевают некоторые. Но если немного углубиться в православное вероучение, то все станет на свои места. Рабство Богу — это в широком смысле верность Божественной воле, в противоположность рабству греху. То есть выбор очень простой: либо быть с Богом, либо с грехом.

Православие против науки

И это тоже устойчивый стереотип еще с советских времен. «Галилея Церковь преследовала», «Джордано Бруно сожгла» и так далее. Кстати, сейчас многие астрологи и «ясновидящие» тоже говорят, что Церковь притесняет их «науку».

Как и в первом случае, надо немного поинтересоваться позицией Православной Церкви по данному вопросу. И тогда стереотип сам собой рухнет. Начнем хотя бы с того, что тот же Джордано Бруно был осужден Католической Церковью не за свои научные исследования, а за отрицание целого ряда важнейших христианских догматов и за уклонение в оккультизм и эзотерику. Но это о Бруно. Рассмотрим вопрос более глобально.

Религия и наука не могут быть в противоречии друг с другом. Об этом очень хорошо сказал великий русский ученый Михаил Ломоносов: «наука и религия «в распрю прийти не могут… разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду восклеплет». Так что проблема весьма и весьма надуманная.

Хотя все же Церковь выступает против некоторых тенденций в современной науке. Против того, что является безнравственным. Например, клонирование человека, некоторые современные репродуктивные технологии и т. д. Наука не должна становиться безнравственной. И ушедший в историю XX век это прекрасно показал.

Православие против радости жизни

И еще один стереотип, о котором хотелось бы сказать несколько слов. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите», — обращается к нам апостол Павел. Так почему же православные бывают грустные? Все-таки радость — это не просто беззаботный смех на всю улицу. Апостол Павел писал о Царстве Небесном, что это «не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Христианин должен радоваться. Радоваться тому, что есть Господь, который любит Свое создание. Радоваться скорбям, потому что они ведут его в Царство Небесное. Радоваться каким-то положительным событиям, потому что Господь не оставляет Своих учеников. Хотелось бы закончить словами отца Александра Шмемана: «Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться». Этого всем нам и желаю!

Теги:
Православие

Все публикации