Рождествено: старое и новое

17000

Есть в Лаишевском районе такое место, где среди полей и лугов, на берегу реки Мёши одиноко стоит высокая колокольня, а неподалеку, в густых зарослях ивы, спрятался старинный каменный дом, чуть подальше сохранилось старое кладбище. Когда-то здесь проходил Оренбургский почтовый тракт. В 50-х годах XX века после образования Куйбышевской ГЭС многие деревни и села, которые находились в пойме Камы, Мёши и других рек, были затоплены водами образованного водохранилища. Село Рождествено попало в зону затопления. Люди были вынуждены покинуть обжитые места, они перевозили свои дома и хозяйство на более возвышенные места, выделяемые властями под новое селение. Так здесь в народе и говорят: «старое» и «новое» Рождествено.


Из истории села

Село Рождествено упоминается в писцовых книгах 1617 года. А еще раньше, в период Казанского ханства, оно называлось Укречь. Новое название село получило в честь построенной здесь церкви в честь Рождества Христова.

Первоначально церковь была деревянная, находилась на месте старого кладбища, но сгорела, а место получило название «старый храм». Потом была еще одна, она стояла на берегу Мёши, но в 1867 году ее постигла та же участь — сгорела. Немного ранее, в 30-х годах XIX столетия, на средства прихожан была заложена каменная церковь, но из-за недостатка финансов она долго не достраивалась.

В 1848 году в окрестностях села свирепствовала холера. Юродивая девица Марфа из деревни Тангачи видела во сне Богородицу, сказавшую ей, что в алтаре их церкви несколько лет уже находится икона, перед которой нужно совершать молебен для утоления народного бедствия. Юродивая указала на Боголюбскую икону Божией Матери, пожертвованную церкви помещицей деревни Тангачи Татьяной Ивановной Дороновой.

Молва об этом образе разнеслась по всей округе, и в село Рождествено стал приходить народ из близлежащих деревень. По молитвам людей холера отступила. Значительные пожертвования дали возможность завершить строительство каменного храма. В 1852 году церковь освятили в честь Святой Троицы, с приделами Рождества Христова и Боголюбской иконы Божией Матери. Но в 1937 году храм был закрыт, в нем устроили колхозный склад.

Из воспоминаний Александры Корниловны Серебряковой (село Рождествено):

Родилась я в 1926 году в «старом» Рождествено. Храм наш был большой, разделялся на два помещения: в холодном служили летом, а в теплом — зимой, там печи были. Икон много, росписи на стенах. На колокольне много колоколов было, звонили — прям как гармонь играет, танцевать можно было. Я молоденькая была, в наш храм на службу ходила. А перед праздниками мы с девчонками в храм приходили убираться: полы мыли, подсвечники чистили… Нас батюшка потом чаем с конфетами угощал, он здесь же, при храме, в домике жил.

Народу на службе было много: из Нармонки, Саралл русских, Тангачей, Дятлово, Тонеево — все к нам приходили. Церковь была богатая.

В 1937-ом храм закрыли. Все иконы погрузили на телеги и увезли в Лаишево. В храме стали хранить зерно.

Из воспоминаний Натальи Корниловны Андреевой (село Рождествено):

«Родилась я в «старом» Рождествено в 1930 году, в школу пошла в восемь лет, проучилась только год и ушла — дома нужно было по хозяйству помогать: коров, свиней, овец, гусей держали. Мне было девять лет, а я уже и пахала, и боронила на лошади, заготовляла сено. Жили мы хорошо, но и трудились много.

Мой дедушка, Илья Андреев, до революции священником был, жил в домике рядом с храмом.

На колокольне большой колокол был, в него по праздникам звонили, а еще зимой, когда случалась пурга, чтобы с пути не сбиться. А когда пожар — звонили в другой, чуть поменьше — набатный, все село сбегалось тушить пожар.

Когда храм закрыли, все иконы погрузили на телеги и отвезли в Лаишево. Потом колокола сбрасывали. Много тогда народу собралось с окрестных деревень: все стояли и плакали.

Когда война началась, по округе молодежь собирали — с каждой деревни по два человека — для работы на заводах. С Рождествено меня и еще одну девчонку забрали… Родители ревут, мы пищим. Привезли нас на пороховой завод в Казань, мы там снаряды закладывали в ящики. Машины за машиной приходили, это когда немцы к Москве подходили. Вот тут-то нам досталось: день и ночь работали. До сих пор вспоминаю.

Село у нас красивое было, у реки, рядом лес, а там — вишня, черемуха, ягоды: черника, ежевика, земляника… Наш дом был рядом с храмом.

В 1956-м нам сообщили, что скоро все затопит и нужно переселяться. Грустно, конечно, стало, не хотелось покидать родные места.

Новое место под село выделили неподалеку, на возвышенности.

К тому времени я уже была замужем, пятеро детей. Все дома разбирали, перевозили на тракторах, машинах… государство деньги давало на переезд, не помню сколько, но немного. А лес весь вырубили перед затоплением.

В 57-м году все дома уже перевезли, люди уехали. Храм стал больше не нужен, тогдашнее начальство решило взорвать церковь, а кирпич использовать для строительства новых зданий совхоза. Нас заранее всех предупредили: оконные рамы выставить, чтоб взрывной волной не разбило.

Где-то в 1959-м году храм взорвали, но задуманное не получилось. Раньше раствор для кладки кирпичей делали на куриных яйцах, их тогда по всей округе собирали; крепким оказался, потому кирпичи не удалось взять. Груду кирпичей постепенно растаскали, а колокольня уцелела, не стали взрывать, ее оставили в качестве маяка.

Новое село

Сейчас Рождествено процветает. Строятся новые дома, коттеджи, есть хорошая школа, церковь, клуб, магазины. Местные жители очень любят свое село, нахваливают, охотно делятся воспоминаниями о прошлом.

В 2011 году на средства благодетеля Николая Новикова в селе построен новый храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Настоятель иерей Игорь Гришин служит здесь четыре года. Прихожане очень любят своего батюшку.

«Раньше ведь мы в храм кто куда ездили: в Казань, в Никольское, в Столбище… А сейчас у нас своя уютная церковь и священник. Есть у нас почитаемая икона Богоматери «Боголюбская», современная, конечно, но красивая, писанная профессиональным иконописцем», — делятся прихожане.

Место, где раньше находилось «старое» село, сейчас пустует: местами скрылось под воду, другая часть заболотилась... И лишь высокая, стройная колокольня напоминает о том, что когда-то здесь кипела жизнь. А самое главное: еще живы люди, которые жили здесь, сохраняется память о прошлом, о своей родной земле. И нам хочется передать ее для будущего поколения, чтобы потомки знали, какой была жизнь их прабабушек и прадедушек — людей, которым они обязаны своей жизнью.

Новости по теме

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612) Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612)

Память 17 февраля / 2 марта, а также 12 / 25 мая (прославление), 5 / 18 октября (Собор Московских святителей). На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612) Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612)

Память 17 февраля / 2 марта, а также 12 / 25 мая (прославление), 5 / 18 октября (Собор Московских святителей). На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года

Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Державино. Владислав Ларкин
Публикации 29 февраля 2024
Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Державино. Владислав Ларкин

На портале «Православие в Татарстане» продолжается показ короткометражных фильмов, созданных в рамках информационно-просветительского проекта «Вглубь». Очередная картина будет показана сегодня в 21:00. Она посвящена поселку городского типа Васильево.

В Никольском храме в селе Державино прошёл вечер памяти священномученика Иувеналия (Масловского) В Никольском храме в селе Державино прошёл вечер памяти священномученика Иувеналия (Масловского)

17 февраля в Музее «Державинское собрание», расположенном на территории старинного Никольского храма в селе Державино (Лаишевский район РТ), прошла творческая встреча, посвящённая духовным подвигам священномученика Иувеналия