Размышления о Литургии: Христос посреди нас

10708
Фото

«Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы: Отца и Сынa и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную» — так говорит диакон перед всенародным пением Символа веры. И после этого священнослужители в алтаре приветствуют друг друга словами «Христос посреди нас!», на что следует ответ: «И есть, и будет!». Это радостное, братское свидетельство единства в Христовой любви и вере, всего в нескольких, но таких важных, словах можно услышать за Литургией теперь только в алтаре. А когда-то, в древности с таким целованием мира (ведь приветствие сопровождалось именно братским целованием) подходили друг к другу в этот момент и все верующие, находившиеся в храме — мужчины к мужчинам, женщины к женщинам. Поистине Пасхальная радость — Христос среди нас! Обратившись с этой вестью к брату или сестре, христианин слышал в ответ (если вдуматься): «Да, это так — и есть Христос, и будет! Нет ничего выше этого! Мы вместе, мы христиане, мы самые счастливые люди, потому, что среди нас Господь». И слова Символа веры после этого звучали, как победная песнь.

Древний обычай такого приветствия во время Литургии между мирянами в древности же и исчез, поскольку после прекращения гонений приходы увеличились многократно и перестали быть со временем теми небольшими общинами, где все друг друга знали, и к каждому можно было вот так в простоте сердца обратиться с таким сакральным приветствием... Так об этом пишут историки, так исчезла эта радостная практика лобызания мира. А, впрочем, исчезла ли?

Нет, конечно, не стоит что-то там менять в нашем устоявшемся богослужении. Это не нужно, ведь призыв диакона возлюбить друг друга и быть единомысленными в устремлении к Богу остался. И пение Символа веры всем храмом тоже осталось. А, значит, Церковь, как и прежде, призывает нас к единению в вере и любви Христовой. И вовсе не обязательно это подкреплять словами. Дела наши, отношение друг ко другу, братство не на словах, а на деле, единство, взаимопомощь, стремление к глубокому пониманию веры, к живой духовной жизни — это наше целование мира, которому не нужны слова. Если будет так, то даже без взгляда на человека поймёшь, что это твой брат или сестра — что он тут в храме не только ради себя и своих нужд.

Так появляется настоящая община — сообщество верующих, для которых храм это второй дом, а все присутствующие в нём — не чужие люди.

В этот год столетнего юбилея начала советских гонений на Церковь вспоминаются многие мученики-священники, вокруг которых в те страшные времена собирались верующие, и становились подлинной духовной семьёй (вспомним, хотя бы отца Арсения из одноимённой книги). И дело было не только в батюшках, но ещё и в мирянах, которые стремились к этому христианскому единству, и потом сами часто становились исповедниками веры и мучениками за Христа. Такой пример из времён гонений. Но и сейчас идеалы христианства гонимы.

Современный мир учит увлекаться собственной индивидуальностью, заниматься собой, своими проблемами, переживаниями. Какое уж тут христианство, какое братство? Да, мы приходим в храм лечить свои индивидуальные духовные раны. Но и братьями мы должны называться не номинально, ведь недаром пишет апостол Иаков: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин, 4, 20, 21). Скажешь себе: «Вроде я же не ненавижу брата своего!» Но огромная, многометровая духовная стена между современными людьми — не есть ли равнодушие, которое, возможно, даже хуже ненависти?

И, может быть, это и есть одна из задач христианина (особенно — современного): жить так, чтобы разрушались стены между нами, чтобы по одному взгляду нашему человек мог услышать тёплое и спасительное: «Христос посреди нас! И есть, и будет!»

Новости по теме

«Бог разговаривает с человеком сначала шепотом любви, потом голосом совести, а потом рупором страданий»
Публикации 27 марта 2024
«Бог разговаривает с человеком сначала шепотом любви, потом голосом совести, а потом рупором страданий»

Каждый человек в последние несколько дней переживает трагические для всей страны события. Мы сегодня молились о здравии тех, кто находится в больнице после теракта в Красногорске, и об упокоении погибших от насилия террористов.

Духовная вершина, или что происходит на Литургии Преждеосвященных Даров
Публикации 22 марта 2024
Духовная вершина, или что происходит на Литургии Преждеосвященных Даров

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, однажды рассуждая о молитве, сравнил её с разговором отца и детей. Малыши увлечены игрой и сладостями, но вот им по какой-то нужде необходимо идти и о чём-то рассказывать своему папе.

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

Радость Великого поста
Публикации 19 марта 2024
Радость Великого поста

Есть в течение года удивительные дни, которые исполнены трудов, воздержания, порой скорбей, требующих терпения и мужества. Но в то же время они приносят удивительную, ни на что не похожую радость...