Публикации

Среда шестой седмицы Великого поста

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция сайта
Среда шестой седмицы Великого поста

Какое жалкое состояние — платить ненавистью за ненависть и обидою за обиду. Что если враг сильнее тебя? К чему тогда послужит твоя любомстительность? Разве к ускорению твоей погибели? И при равных силах чего ожидать, если не взаимного падения и бедствия?

Наконец, хотя бы он был и не в состоянии противостоять тебе, — разве менее страшны тайные ковы, нежели открытое нападение? А терзающие заботы, а ухищрения, а замыслы, а предприятия, обращающиеся на собственный вред, а мучительные мысли даже о невозможной удаче своей и еще мучительнейшие об удаче противника, а, наконец, самые удачи, сопровождаемые самыми великими угрызениями совести, а иногда всеобщим презрением? Ах, сколько терзаний для сердца ненавидящего, — оно есть ад на земле, пламя геенское.

Святитель Филарет Московский

О незлобии

Кто незлобив, тот совершен и богоподобен.

Преподобный Антоний Великий

Никогда не допускай слабости, чтоб у тебя срывалось что с языка или прорывалось движение, показывающее, что у тебя на душе есть некая неурядица... Это всегда унижает и показывает, что ты не умеешь владеть собою.

Святитель Феофан Затворник

Кто незлобив, тот совершен и богоподобен, он исполнен радования и есть покоище Духа Божия. Как огонь сожигает большие леса, когда пренебрежешь о нем? так злоба, если допустишь ее в сердце, погубит душу твою и тело твое осквернит, и много принесет тебе неправых помышлений, возбудит брани, раздоры, молвы, зависть, ненависть и подобные злые страсти, отягчающие самое тело и причиняющие ему болезни. Поспешите стяжать незлобие и простосердечие святых, чтобы Господь наш Иисус Христос принял вас к Себе и каждый из вас мог с радостью сказать: мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред Тобою в век (Пс. 40, 13).

Преподобный Антоний Великий

Как скоро обида разжигает твое сердце, вспомяни о Христе и о Его язвах, рассуди, что претерпеваемое тобою весьма маловажно в сравнении со страданиями Владыки: и тогда, как водою, угасишь свою скорбь.

Святитель Григорий Богослов

Не говори: «Отомщу врагу», — есть у нас Праведный Судия на Небе.

Преподобный Нил Синайский

Будем снисходительны к своим врагам, чтобы и нам таким же обрести Бога в отношении нас.

Святитель Иоанн Златоуст

Молиться надо и за врагов: они большею частью сами не видят, что творят, да они даже благодетели наши: нападками своими укрепляют нас в добродетели, смиряют дух наш на земли, а на Небеси соплетают нам венцы райские.

Преподобный Феофил Киево-Печерский

Как научиться беззлобию

Без всепрощения, без искоренения злопамятства невозможен душевный покой! Потому что злоба производит в уме бурю помыслов против ближнего — бурю страстей, которая переворачивает все внутри нас, вырывает с корнем все доброе, разрушает почти до основания все ростки добродетелей. Мы и сами бываем не рады этой злосчастной буре, происходящей из обиды на ближнего. А если возникает эта буря — можем ли мы тогда совершать какие-либо благочестивые подвиги? Хотя бы подвиг воздержания в пище, хотя бы молитвенный подвиг, хотя бы вспомоществование ближним своим, хотя бы великодушие и смирение? Нет. Невозможен тогда никакой подвиг, потому что буря злобы в нашем сердце будет отметать вон все наши благие намерения, и никакое добро не будет нам подвластно.

Таков закон греха, и особенно греха злопамятства, раздражения.

Вот почему великие подвижники Христовой Церкви старались уничтожать даже малейшее проявление греха злобы. Потому что если дать простор его движению, то он, повторюсь, разрушит до основания все наше доброе устроение. Кроме того, преподобные отцы памятовали и заповеди Божии: блаженны миротворцы, блаженны чистые сердцем, ибо они сынами Божиими нарекутся и Бога узрят. Чтили они и заповедь апостольскую: да не зайдет солнце во гневе вашем. Вот почему они стремились искоренять грех злобы в самом его зародыше.

Мне хочется, чтобы эти благочестивые правила подвижников стали бы руководством и в нашей жизни. И если кто-либо из ближних причинит нам обиду, — не допустим мы в своем сердце господствовать злобе! Помните, что в ином случае нашими слабостями сразу же воспользуется враг человеческого рода. Он будет, несомненно, внушать нам, что обида слишком велика и непростительна; станет раздувать, как говорится, малое в большое, представлять из мухи слона.

Злоба же, войдя в сердце, не даст нам покоя ни днем, ни ночью, ни на молитве, ни на работе. Она будет точить наше сердце, да так сильно, что мы, как говорится, выбьемся совершенно из колеи.

Смотрите же, не давайте места диаволу! И если заметим в своем сердце обиду на ближнего, то поспешим к примирению, если только это возможно.

Бывает, правда, и так, что человек просит прощения, а обиженный не прощает. В таком случае, оставляя все на совести ближнего, станем очищать самих себя пред Богом и пред людьми.

Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Верность Спасителю предполагает в первую очередь духовное трезвение. Мы должны быть духовно трезвыми. Мы должны быть способны различать духов. Мы должны быть способны отличать подлинные ценности бытия от ложных, суетных лжеценностей, прельщающих человека только своей внешней привлекательностью. Вот почему и дается нам поприще поста и молитвы, чтобы, накладывая на себя подвиг — такой небольшой, такой слабый, мы постарались воспитать свою волю в послушании Богу. Чтобы, участвуя в богослужениях, которые по-прежнему занимают меньшую часть нашего времени, мы научились слышать голос Божий — и в словах молитв, и в ответе на нашу собственную личную молитву. Чтобы, причащаясь Святых Христовых Таин, мы почувствовали реальную помощь Божию, способную помогать нам отражать прилоги диавольские.

Священное Писание

Бытие. XLIII, 26-31

26И пришел Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли.

27Он спросил их о здоровье и сказал: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он?

28Они сказали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. [Он сказал: благословен человек сей от Бога.] И преклонились они и поклонились.

29И поднял глаза свои [Иосиф], и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой!

30И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там.

31И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье.

Бытие. XLV, 1-16

1Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим.

2И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов.

3И сказал Иосиф братьям своим: я — Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним.

4И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; 5но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; 6ибо теперь два года голода на земле: [остается] еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; 7Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением.

8Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской.

9Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; 10ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое; 11и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое.

12И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят, что это мои уста говорят с вами; 13скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели, и приведите скорее отца моего сюда.

14И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его.

15И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его.

16Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его.

Притчи Соломона. XXI, 23 — XXII, 4

23Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.

24Надменный злодей — кощунник имя ему — действует в пылу гордости.

25Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать; 26всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.

27Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.

28Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.

29Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.

30Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.

31Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа.

Глава 22

1Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

2Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь.

3Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются.

4За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.

По материалам книги Дмитрия Дементьева «Чтение на каждый день Великого поста»

Теги:
Великий пост
Душеполезное чтение на каждый день Великого поста
шестая седмица Великого поста
незлобие

Все публикации