Вторник шестой седмицы Великого поста

2825
Фото

Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Каковы люди на самом деле — никому, кроме Бога, не известно; вернее, что они нечто зыбкое, пластичное, и мы формируем сами, часто по случайному признаку, воображаемую схематическую фигуру и потом сами же или восхищаемся ею, или поносим ее.

Надо отказаться от этой точки зрения, что в человечестве есть два враждебных стана, две породы людей — праведные и грешные, предназначенные блаженству и обреченные гибели. Этого нет.

Мы все грешны, все поражены грехом, и за всех нас пострадал Господь. Ему дороги одинаково все, и поэтому Ему принадлежит окончательный суд. Вот почему непосредственно за словами Христа о любви идут слова об осуждении: не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1).

Не судите — и вам легче будет тогда полюбить всякого, не судите — и у вас не будет врагов. Смотрите на «врагов» как на больных одной с вами болезнью, как на погибающих; оставьте точку зрения личного суда и станьте на точку зрения Божьего дела в мире...

Осуждением занята вся наша жизнь. Мы не щадим чужого имени, мы легкомысленно, часто даже без злобы, осуждаем и клевещем, почти уже по привычке. Как осенние листья шуршат и падают, и гниют, отравляя воздух, так и осуждения разрушают всякое дело, создают обстановку недоверия и злобы, губят наши души.

Признак недолжного суда — страстность, злобность, безлюбовность от снисходительства к себе, непризнания своей греховности и требовательности к другим.

В плену осуждения

В плену осуждения

Осуждение отпадает, если мы вспомним бесконечную нашу задолженность перед Богом. Наше немилосердие, неумолимость, беспощадность к людям заграждают пути Божьего к нам милосердия, отдаляют нас от Бога.

Мудрость жизни, в том числе христианской — не быть требовательным к людям.

Схема отношений к людям часто бывает такова: человек очень нравится, искренно идеализируешь его, не видишь ничего плохого. А вдруг прорвется человек в чем-либо, солжет, расхвастается, струсит... И вот делаешь переоценку, перечеркиваешь все, что видел раньше (и что все-таки продолжает существовать), и выкидываешь человека из своего сердца.

Это неправильный и грешный способ отношения к людям. В основе такого обращения с людьми лежат две неосознанные мысли:

1. Я — вне греха;

2. И человек, которого я полюбил, тоже безгрешен.

Как же иначе объяснить и резкое осуждение других, и удивление, когда хороший, добрый, благочестивый человек согрешит!

А между тем норма отношения к нашим ближним — прощать без конца, так как мы сами бесконечно нуждаемся в прощении. Главное — не забывать, что доброе, что мы ценим — оно остается, а грех всегда тоже был, только его не замечали.

Будем же снисходительнее, любовнее друг ко другу: всем нам так нужна взаимная помощь и любовь, и все наши трудности и горести так ничтожны перед лицом вечности.

Из дневника священника Александра Ельчанинова

Об осуждении

Не смотри на чужие грехи, а смотри на свои злые дела; ибо не за первые будешь судим, но за себя непременно дашь ответ.

Святитель Димитрий Ростовский

Не осуждай блудника, хотя ты и целомудрен, потому что и сам ты, как он, преступишь закон, если осудишь его. Ибо Сказавший не прелюбы сотвори (Мф. 5, 27), сказал также: не суди (Мф. 7, 1).

Древний Патерик

Не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому не быть искушенным в том же, в чем искусились они.

Преподобный Исаак Сирин

Не осмеивай и не осуждай впадшего в искушение, но чаще молись, чтобы самому не впасть в искушение.

Преподобный Ефрем Сирин

Когда что худое в ближней твоем увидишь или услышишь, то запечатлей уста твои молчанием, а о нем воздохни ко Господу, да исправит его; и о себе молись, чтобы в такой же порок не впасть, потому что всякому падению подлежим как немощные.

Святитель Тихон Задонский

Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, не осуждай; ибо часто и они обманываются.

Преподобный Иоанн Лествичник

Не осуждай ближнего: тебе грех его известен, а покаяние неизвестно.

Преподобный авва Дорофей

Вразуми согрешающего, но не осуждай падающего: ибо последнее есть дело злоречивого, а первое — желающего исправить.

Преподобный Нил Синайский

Осуждать — значит губить свою душу

Услышав, что некоторые злословят ближних, я запретил им; делатели же сего зла в извинение отвечали, что они делают это из любви и попечения о злословимом. Но я сказал им: «Оставьте такую любовь, чтобы не оказалось ложным сказанное: оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях (Пс. 100, 5)». Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо сей образ любви приятен Богу. Станешь остерегаться осуждать согрешающих, если всегда будешь помнить, что Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник — в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена.

Кто хочет победить духа злословия, тот пусть приписывает вину не согрешающему, но подущающему его бесу. Ибо никто не желает грешить против Бога, хотя каждый из нас согрешает не по принуждению.

Видел я согрешившего явно, но втайне покаявшегося; и тот, которого я осудил как блудника, был уже целомудрен у Бога, умилостивив Его чистосердечным обращением.

Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего, но лучше скажи ему: «Перестань, брат, я ежедневно впадаю в лютейшие грехи — и как могу его осуждать?» Ты сделаешь, таким образом, два добра и одним пластырем исцелишь себя и ближнего. Это один из самых кратких путей к получению прощения грехов, то есть чтобы никого не осуждать. Ибо сказано: не судите, и не судят вам (Лк. 6, 37).

Как огонь противен воде, так и кающемуся несродно судить. Если бы ты увидел кого-либо согрешающим даже при самом исходе души из тела, то и тогда не осуждай его; ибо суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца.

Послушайте меня, послушайте, злые судии чужих деяний: если истинно то, как, в самом деле, истинно, что каким судом судите, таким будете судимы (Мф. 7, 2), то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесный или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает.

Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому имеют недуг сей страсти, что не имеют совершенной и постоянной памяти и попечения о своих согрешениях. Ибо если человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел бы свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакивание и самого себя не достанет ему времени, хотя бы он и сто лет прожил и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния — и не нашел в нем и следа злословия и осуждения.

Человекоубийцы бесы побуждают нас или согрешить, или, когда не грешим, осуждать согрешающих, чтобы вторым осквернить первое.

Знай, что и это признак памятозлобного и завистливого человека, если он легко, с удовольствием порицает учение, дела и добродетели ближнего, будучи одержим духом ненависти.

Видал я таких людей, которые тайно и скрытно соделывали тяжкие согрешения, а между тем, считая себя лучшими других, безжалостно нападали на тех, которые увлекались в легкие, но явные проступки.

Судить — значит бесстыдно похищать сан Божий; а осуждать — значит погублять свою душу.

Как возношение и без другой страсти сильно погубить человека, так и осуждение, одно само по себе, может нас погубить совершенно; ибо и фарисей оный за сие осужден был.

Как добрый виноградарь вкушает только зрелые ягоды, а кислые оставляет, так и благоразумный и рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие в ком-либо узрит; безумный же человек отыскивает пороки и недостатки. О нем-то сказано: испыташа беззаконие, исчезоша испытающии испытания (Пс. 63, 7).

Преподобный Иоанн Лествичник

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Дай Бог всем нам не угашать Духа, который мы получили в Таинстве Миропомазания... Нужно силой удерживать Божественную благодать. Никакая духовная лень и расслабление, как и всякая лень, никакое самоуспокоение, что, мол, я обладаю истиной, не способны удержать благодать Божию. Мы все призываемся к соработничеству с Богом, к соработничеству с Духом Святым. И соработая с Господом, мы должны помнить: все, что совершается доброго — от Бога. Все, что совершается значительного — даже через нашу жизнь и наши труды — от Бога. И тогда наше отношение к самим себе и к миру станет исполненным той Божественной правды, которая только и способна ввести нас в Царствие Небесное.

Слово митрополита Феофана

Удивительное дело. Мы все знаем: «Не судите, и не судимы будете». Но в реальной жизни мы нередко становимся не только судьями, но и палачами. Бывает так, приходит человек в храм, совершает первые шаги, но в бока так наширяют: не так встал, не так повернулся, не так свечку в руках держит. Особенно это с женской стороны бывает, уж не обижайтесь. А у самой несколько абортов прошло. Но стоит «праведница» — всё знает, как и что в церкви надо делать. И забывает об одном — мы милости просим у Бога и верим, что через покаяние Господь нам прощает. Но милость и мы должны проявлять. Часто наша немилость проявляется в злословии.

Можно видеть такую картину: кажется все верующие люди, живут рядом. Но видят, у соседки ребенок пошел не по тому пути. И нет бы, помочь — за спиной некие шушуканья. А когда случается какая-то беда, начинается «Ох ты, Господи, Боже мой, как же так», а у самих злорадство: «Это же у неё, а у меня — хорошие». О чем речь? У нас нет не просто сострадания, не просто любви, у нас нет простой человеческой взаимопомощи. Мы готовы за некое кажущееся в наших главах прегрешение судить и линчевать. Но, прежде чем судить, посмотри на себя. Там вместо сучка бревно в глазу, которое не дает видеть собственные грехи.

Не судите, и не судимы будете. А у нас всё суды и пересуды. И эта порочная практика проникла и в нашу христианскую православную среду. Над этим мы должны задуматься. Сам Христос сказал, если вы не будете прощать ближним вашим — не ждите прощения от Бога. И это не пожелание. Это условие, которое мы обязаны выполнять. Это норма духовной жизни. И самое главное, надо научиться любить друг друга. В первые века христианства, когда на христиан клеветали, гнали, сжигали, убивали на арене цирков, они держались вместе, помогая друг другу. И даже гонители всегда говорили: смотрите, как они любят друг друга. А мы? Вместо поддержки, любви и взаимовыручки нередко бывает обратное.

Очень бы хотелось, когда мы ходим в тот или иной храм мы были одной семьей, знакомились друг с другом, творили добрые дела, а если кто-то попал в беду — помогали бы друг другу. Так мы были бы сильны. Чтобы те, кто не верит или иной веры говорили: смотрите, какие они дружные, православные! Особенно в наш лукавый век разделение идет на отдельные атомы с пониманием «свобода», но эта ложная свобода граничит с произволом. Открыты врата не только в рай, но и в ад. Нет свободы без ответственности. А ответственность дана нам в заповедях Божьих.

Помни, если ты не прощаешь прегрешения ближнему своему, трудно надеяться на прощение от Бога. Носите тяготы друг друга, и так исполните Закон Христов.

Священное Писание

Бытие. XXXI, 3-16

3И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою.

4И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к стаду мелкого скота своего, 5и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною; 6вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему, 7а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло.

8Когда сказал он, что скот с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: пестрые будут тебе в награду, то скот весь и родил пестрых.

9И отнял Бог [весь] скот у отца вашего и дал [его] мне.

10Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец] пестрые, с крапинами и пятнами.

11Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я.

12Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец], пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою; 13Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей [и Я буду с тобою].

14Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего?

15не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше; 16посему все [имение и] богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе.

Притчи Соломона. XXI, 3-21

3Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.

4Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых,— грех.

5Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.

6Приобретение сокровища лживым языком — мимолетное дуновение ищущих смерти.

7Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду.

8Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо.

9Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.

10Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его.

11Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.

12Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие.

13Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить,— и не будет услышан.

14Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху — сильную ярость.

15Соблюдение правосудия — радость для праведника и страх для делающих зло.

16Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.

17Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.

18Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного — лукавый.

19Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.

20Вожделенное сокровище и тук — в доме мудрого; а глупый человек расточает их.

21Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.

По материалам книги Дмитрия Дементьева «Чтение на каждый день Великого поста»

Новости по теме

В пятницу 5-й седмицы Великого поста митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Петропавловском соборе Казани В пятницу 5-й седмицы Великого поста митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Петропавловском соборе Казани

19 апреля, в пятницу 5-й седмицы Великого поста, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Петропавловском соборе столицы Татарстана.

В Четверток Великого канона митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Александро-Невском храме Казани В Четверток Великого канона митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Александро-Невском храме Казани

18 апреля, в Четверток Великого канона, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в храме благоверного князя Александра Невского города Казани.

Митрополит Кирилл совершил утреню с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Казанском соборе Митрополит Кирилл совершил утреню с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Казанском соборе

Вечером 17 апреля, в канун четверга 5-й седмицы Великого поста, митрополит Кирилл совершил утреню с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Казанском кафедральном соборе.

В среду 5-й седмицы Великого поста митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров и освятил колокола в Князь-Владимирском храме посёлка Октябрьский В среду 5-й седмицы Великого поста митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров и освятил колокола в Князь-Владимирском храме посёлка Октябрьский

17 апреля, в среду 5-й седмицы Великого поста, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в храме равноапостольного князя Владимира в посёлке Октябрьский (Зеленодольский район Республики Татарстан).