Публикации

Пятница пятой седмицы Великого поста

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция сайта
Пятница пятой седмицы Великого поста

В пятницу вечером совершается торжественная служба Похвалы Пресвятой Богородицы. «Акафист Божией Матери показывает, сколько, какое бесчисленное множество неизреченных благ духовных даровано Богом чрез Нее роду человеческому» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

На службе поется Акафист Божией Матери, разделенный на четыре части. Исторически этот праздник связан с защитой Константинополя, когда греки предстательством Богородицы одержали победу над агарянами.

Об акафисте Пресвятой Богородице

Радуйся, Невеста Неневестная: что нужно знать о Субботе акафиста

Радуйся, Невеста Неневестная: что нужно знать о Субботе акафиста

Слово «акафист» (от греч. «имнос акафистос» — букв., «гимн, при исполнении которого нельзя сидеть», в церк.-слав. переводе — «неседален») имеет два связанных между собой значения:

1) торжественное песнопение «Акафист ко Пресвятой Богородице», исполняемое на утрени праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, который отмечается Церковью в субботу 5-й седмицы Великого поста;

2) особый жанр церковных песнопений, содержанием которого является восхваление Господа, Богоматери и святых, форма же определена «Акафистом ко Пресвятой Богородице».

В конце V — первой половине VI века византийская гимнография обогащается новым церковнопоэтическим жанром — кондаком, который представляет собой многострофный гимн, содержащий обычно от 18-ти до 30-ти строф (икосов), одинаковых по числу стихов и по ритмической организации соответствующих стихов. В начале кондака помещалась вводная строфа, именуемая «кукулием», или «проимием», отличная от последующих икосов своей метрической и мелодической структурой, но объединенная с ними единым рефреном. Дальнейшие строфы кондака имеют совершенно единообразную в пределах каждого отдельного гимна структуру и единый рефрен, своим ритмичным возвращением четко членящий целое на равные отрезки. Последняя строфа содержит молитвенное обращение к воспеваемому лицу. Икосы обычно связываются акростихом. Исполнялся кондак таким образом, что кукулий и все строфы пел солист, тогда как рефрен — хор или народ.

Появление и одновременно расцвет кондаков связывается с именем святого Романа Сладкопевца — талантливейшего христианского песнописца первой половины VI века. Уроженец западно-сирийского города Эмеса, святой Роман сумел соединить в зрелой и органичной форме кондака традиции эллинской ритмически организованной гомилетической прозы, с одной стороны, с традициями ветхозаветной и сирийской христианской поэзии, с другой. По сообщению Менология императора Василия II, после чудесного побуждения к творчеству, последовавшего во время явления ему во сне Пресвятой Богородицы, Сладкопевец написал около тысячи кондаков на все праздники и на дни памяти знаменитых святых (в настоящее время сохранилось около 85).

«Акафист ко Пресвятой Богородице» является разновидностью кондака в первоначальном значении последнего термина. В нем 24 строфы (не считая кукулия), составляющих в акростихе греческий алфавит. Двенадцать из них (большие) сохранили название «икосы», другие двенадцать (меньшие) стали именоваться «кондаками» (третье значение данного слова или, во всяком случае, особое внутри второго, если руководствоваться формальными признаками). Вслед за кукулием эти строфы последовательно чередуются, причем икосы оканчиваются рефреном «Радуйся, Невесто Неневестная», а кондаки рефреном «Аллилуиа». В кондаках, до седьмого, преобладает содержание историческое, затем — догматическое. Икосы состоят из двух неравных частей: повествовательной и прославительной. После первой из них, очерчивающей определенный момент священной истории, догматического вероучения или образа Пресвятой Богородицы, следуют связанные с этой частью многосложные именования Божией Матери, вводимые приветственным обращением «хайре» (радуйся). Число таких хайретизмов неизменно: кроме рефрена — шесть пар, объединенных изосиллабическим тождеством, синтаксическим параллелизмом, обильными созвучиями и даже регулярной стиховой рифмой. Хайретизмы являются характеристической чертой акафистного жанра, одна из функций которого заключается именно в том, чтобы представить в отчетливых и возвышенных образах-уподоблениях значение тех или иных событий священной или церковной истории, сохранить догматическую правильность их понимания. Не следует забывать, что столь решительно возобладавшая именно в Акафисте концентрическая структура уподоблений (то есть такая, когда они располагаются вокруг одного центрального лица или понятия) восходит к Священному Писанию Нового Завета. Достаточно назвать цикл притч 13-й главы Евангелия от Матфея, где Царство Небесное последовательно уподобляется человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; зерну горчичному; закваске; сокровищу, скрытому на поле; купцу, ищущему хороших жемчужин; неводу, закинутому в море (стихи 24, 31, 33, 44, 45, 47). Также и святоотеческая экзегетика, систематически настаивающая на единстве смысла для огромного ряда символов (когда, например, все ветхозаветные образы невинной жертвы прообразуют крестные страдания Спасителя), стимулировала развитие формальной структуры концентрических уподоблений, которая столь последовательно осуществилась в Великом Акафисте, где Пресвятой Богородице придано в общей сложности 145 уподоблений. Из книги «Чтение на каждый день Великого поста»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Спасительное время Великого поста для того и дается нам, чтобы мы постарались изменить свою жизнь к лучшему, употребляя такие духовные средства, как пост, молитва, покаяние и доброделание. В эти дни каждый из нас призывается Церковью еще и еще раз вспомнить о Боге, о грядущем Царствии Небесном, спросить самого себя, что же нужно сделать, чтобы иметь надежду на вхождение в это Царствие. Великий пост есть школа христианской жизни, школа глубокой внутренней работы над самим собой; это уроки самоограничения, это жертва, которую каждый может принести Богу как своего рода десятину года. Святая Четыредесятница погружает нас в особую атмосферу духовной жизни, призывает к максимально возможной для каждого концентрации внимания на вечных ценностях, на работе духа, позволяет испытать себя в борьбе с неправдой, ощутить не только в глубинах своей души, но и в реальном жизненном действии вкус победы над грехом.

Слово митрополита Феофана

Сегодня в храмах будет петься акафист Богоматери. Почему Святая Церковь почти в самом конце поста постановила совершать это торжественное акафистное пение Пресвятой Богородице? Исторически — это память избавления Константинополя от нашествия иноплеменников. Но мы празднуем это и в день Покрова.

Думается, что в этом понимание немощи естества человеческого. Вступив на поприще Великого поста те, кто действительно совершает в меру своих сил постное воздержание, по естеству природы человеческой постепенно устают. И начинается некое смущение: и плоть устала, и мысль становится трудно удерживать.

Но Церковь нас как бы по ступенькам ведет. Устали, тяжело крест нести — вносит Крест Христов в середине поста, напоминающий нам о Христе, о Его подвиге и крестных страданиях. Мы же смотрим на свой крест и понимаем, что несравнимы наши с Господом страдания, и укрепляемся идти дальше.

Прошло после этого почти две недели, опять устаем. Но мы знаем, что Мать Того, Кто взойдет на крест, Кто будет распят и воскреснет, всегда была с Ним. Вися на кресте, Своей Матери Он говорит: Жено! се, сын Твой, показывая на Иоанна Богослова. К нему же обращаясь, говорит: Се, Матерь твоя (см. Ин. 19:26-27). Спаситель всех нас поручил Покрову Пресвятой Богородицы, Своей Матери. Так мы и идем под Ее честным омофором.

Несмотря на то, что время Великого поста и приближается Страстная седмица, Церковь установила воспоминание в честь Богоматери с торжественным пением. Многажды облаченное духовенство входит в алтарь, когда поется кондак «Взбранной Воеводе», и возвращается, подчеркивая торжественность момента.

О чем мы можем думать, молясь за этим богослужением? Сама по себе служба, обращенный к Богоматери акафист, естественно, нашу мысль обращают к Пречистой Деве Марии. Мысль наша обращается, а жизнь? Начали мы жить согласно заповедям, которые оставил Господь, пострадавший за нас? Редко кто из нас может этим похвалиться, а если и начнет, то похож будет на фарисея.

Сердце радуется, прославляя Пречистую Деву Марию. Но наш разум, обращенный к прожитому, должен так побудить внутренний мир, чтобы Богоматерь радовалась, видя наше исправление. Это то, что особенно надо нам в эти последние недели Великого поста. Пречистая Дева Мария рядом с нами Своим пречистым образом, который на протяжении многих веков спасал великую нашу Отчизну, к которому прибегали тысячи сердец. Мы же счастливы, что стоим на месте явления Пречистой Девы Марии.

Обращаюсь к себе, к вам, батюшки, к вам, мои дорогие братья и сестры. Выйдя из храма, позволяйте себе меньше пересудов, меньше пустых мыслей. Нужно внутренне собраться, дабы внутренним покаянным сердцем пройти эти оставшиеся дни Великого поста и с радостью встретить Светлое Христово Воскресение. 

Священное Писание

Бытие. XXII, 1-18

1И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.

2Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

3Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.

4На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.

5И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.

6И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.

7И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?

8Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.

9И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.

10И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

11Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.

12Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

13И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего.

14И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире*. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.

15И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба 16и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] 17то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; 18и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

Притчи Соломона. XVII, 17 — XVIII, 5

17Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.

18Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.

19Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.

20Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.

21Родил кто глупого,— себе на го́ре, и отец глупого не порадуется.

22Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.

23Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.

24Мудрость — пред лицем у разумного, а глаза глупца — на конце земли.

25Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей.

26Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.

27Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.

28И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным.

Глава 18

1Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.

2Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.

3С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение.

4Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток.

5Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.

По материалам книги Дмитрия Дементьева «Чтение на каждый день Великого поста»

Теги:
Великий пост
Душеполезное чтение на каждый день Великого поста
пятая седмица Великого поста
Похвала Пресвятой Богородицы

Все публикации