Заповедь о целомудрии относится, во-первых, к телу и вообще к нашей внешности и, во-вторых, к душе и ее внутренним помыслам.
Что касается до целомудрия внутреннего, то оно состоит в том, чтобы все доброе мы делали для Бога перед Богом, а не для людей (по человекоугодию), чтобы подавляли в себе самих зародыши зловредных мыслей и пожеланий; считали всех лучшими себя, никому не завидовали, не предполагали ничего сами от себя, но все относили к воле и расположениям Промысла Божия; памятовали всегда о присутствии Божием, привязаны были к одному Богу, сохраняли свою веру чистой и недоступной никаким ересям, а внутреннюю чистоту приписывали не себе, но Спасителю нашему Иисусу Христу, которой Он и есть источник. Внутреннее целомудрие состоит в том, чтобы мы, пока живем, не считали себя завершившими и окончившими подвиг добродетели, но подвизались бы до тех пор, пока смерть не окончит наших дней; чтобы вменяли в тщету труды и печали настоящей жизни, не привязывались ни к чему и не любили на земле ничего, кроме ближних, и ожидали награды за свои добрые дела не на земле, но от одного Бога на Небе.
Священномученик Киприан Карфагенский
О целомудрии
Целомудрие есть воздержание и преодоление похотей борьбою.
Святитель Иоанн Златоуст
Надо знать (каждому христианину), что чистота внешнего человека, т. е. чистота тела, без чистоты внутреннего человека, т. е. духа, не есть чистота, как это изъясняет святой Евфимий Великий, который говорит, что если кто и не творит скверного греха телом, но умом любодействует, имея скверные мысли, удерживая их, подчиняясь им и услаждаясь ими, он блудник и не может быть храмом Святого Духа. Ибо Дух Святой подобен пчеле: как пчела не влетает в сосуд смрадный, так и Дух Святой не входит в нечистую душу.
Святитель Димитрий Ростовский
Жить целомудренно означает жить под управлением целого, неповрежденного, здравого мудрования, не позволять себе никакого удовольствия, которое не одобряется здравым рассуждением, соблюдать ум от осквернений нечистыми мыслями, сердце — не зараженным нечистыми желаниями, тело — не растленное нечистыми делами.
Святитель Филарет Московский
Если царь захочет взять неприятельский город, то прежде всего пресекает подвоз в него съестных припасов: граждане, будучи утеснены голодом и чтобы не погибнуть от голода, покоряются. То же бывает и с плотскими вожделениями: если человек будет проводить жительство в посте и воздержании, вожделения изнемогают в душе его.
Преподобный Иоанн Колов
Чистота целомудрия — когда при телесном целомудрии, при чистоте от всякой плотской греховной скверны сохраняется и чистота души от всяких нечистых мыслей и пожеланий.
Святитель Феофан Затворник
Чистота есть признак здравия души, источник духовной радости. Кто желает стяжать любовь к Богу, должен иметь попечение о чистоте своей души. Истинная чистота делает то, что душа приобретает дерзновение в час молитвы. Дерзновение есть плод чистоты и трудов над стяжанием ее.
Преподобный Исаак Сирин
Угождающий чреву и хотящий победить духа блудного подобен тому, кто маслом хочет погасить огонь.
Преподобный Иоанн Лествичник
Чистота — это добродетель, противоположная блудной страсти: это отчуждение тела от действительного впадания в грех и от всех действий, приводящих к греху, отчуждение ума от помышлений и мечтаний блудных, а сердца — от ощущений и влечений блудных, за чем последует и отчуждение тела от плотского вожделения.
Святитель Феофан Затворник
Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как язычники, не знающие Бога.
1Фес. 4 3—5
Сластолюбие заставляет нас делать то, о чем не смеем и говорить.
Святитель Иоанн Златоуст
Весом вкушай хлеб и мерою пей воду, и дух блуда убежит от тебя.
Преподобный авва Евагрий
Если тебя палит огонь похоти плотской, противопоставь ему огонь геенский, — и огонь похоти твоей тотчас погаснет и исчезнет.
Святитель Иоанн Златоуст
Христианин должен быть подвижником
Прежде нежели человек стал грешником против законов, предписываемых Божественным откровением, он был грешником против природы или против законов, вложенных в природу Творцом. Так, все в живой природе имеет нужду в пище для продления жизни, но только человек способен обращать питание в наслаждение, доходящее до страсти, и утучнять себя пищей до потери здоровья. Все живые существа имеют нужду в питье, но только человек находит наслаждение в таких видах и в таком количестве питья, которые лишают его самосознания и самообладания. Все живущие в природе имеют инстинкт продолжения рода, но один человек обращает этот инстинкт в источник отвратительных пороков, разврата, ужасных болезней. Все живое любит свободу жизни и движение, но только человек доводит свою свободу до своеволия и буйства, которые плодят такое множество преступлений, что законодатели доселе не придумают достаточных мер и законов для их предупреждения и прекращения. Всякое создание Божие в природе в часы свободы и благоденствия радуется от играющего в нем чувства жизни, но один только человек стремится всю свою жизнь обратить в непрерывный праздник, истощается в изобретении удовольствий, в праздности и разгуле губит лучшие свои силы и способности.
Итак, чтобы быть только верным природе, человек должен быть аскетом (подвижником). Это сознавали еще древние языческие философы. Может ли не быть подвижником христианин, желающий воплотить в своей расточенной природе тот высокий идеал истинно человеческой жизни, который изображен для него в Евангелии?
Архиепископ Амвросий (Ключарев)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Борьба с грехом — это главная цель Святой Четыредесятницы, и не только, конечно, этого времени, но и всей жизни. Но жизнь сегодня настолько рассредоточивает внимание человека, что для того чтобы выработать некую стратегию борьбы с грехом, предпринять некие шаги, нужно особое время духовного сосредоточения, когда внутренним своим взором мы можем увидеть подлинную свою сущность и определить масштаб духовной болезни, понять, какие грехи особым образом тяготеют над нами.
Слово митрополита Феофана
Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. В нашей голове кружится рой нечистых мыслей, влияющих на нас, бесовская сила, внушающая нам пороки, зло, ненависть. Иногда настолько это становится тяжело преодолеть, кажется, будто цепями тебя затягивают. Смотришь — в одного вселился бес блуда, в другого — пьянства, в третьего — наживы или клеветы. Всё это бесы, всё это их проявление. Хочется избавиться от них, но как? Христос дал средство. Нужны вера в Бога и молитва к Нему: «Верю, но помоги моему неверию. Помоги мне взять оружие, которое Ты дал против бесовской силы». Молитва и пост — это два крыла, которые поднимают душу к небу, отгоняют бесов и делают человека способным к общению с Богом.
Пост — это не только ограничение в пище, но и внутренняя работа над собой, переосмысление своей жизни, своих поступков. Открывай в дни Великого поста книгу своей жизни, хотя бы за прошедший год, и читай внимательно. Наверное, многое там записано такого, что противоречит и совести твоей, и законам Божьим, и общественной пользе. Увидел — ужасайся, но не отчаивайся. Исповедуй грехи и беззакония свои и дай обещание быть верным Богу. И Господь будет помогать, отгонит орду бесовскую…
Священное Писание
Бытие. XVIII, 20-33
20И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; 21сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.
22И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.
23И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]?
24может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем?
25не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
26Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие.
27Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: 28может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
29Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.
30И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.
31Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.
32Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.
33И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.
Притчи Соломона. XVI, 17 — XVII, 17
17Путь праведных — уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.
18Погибели предшествует гордость, и падению — надменность.
19Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.
20Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.
21Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.
22Разум для имеющих его — источник жизни, а ученость глупых — глупость.
23Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.
24Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.
25Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.
26Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.
27Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.
28Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.
29Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый; 30прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; [он — печь злобы].
31Венец славы — седина, которая находится на пути правды.
32Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
33В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа.
Глава 17
1Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.
2Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.
3Плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь.
4Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.
5Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].
6Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их. [У верного целый мир богатства, а у неверного — ни обола.] 7Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному — уста лживые.
8Подарок — драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.
9Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.
10На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.
11Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.
12Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.
13Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.
14Начало ссоры — как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.
15Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного — оба мерзость пред Господом.
16К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. [Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.] 17Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.
По материалам книги Дмитрия Дементьева «Чтение на каждый день Великого поста»