Публикации

Среда пятой седмицы Великого поста

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция сайта
Среда пятой седмицы Великого поста

В среду вечером в православных храмах совершается особая служба — «Мариино стояние». На этой службе единственный раз в году прочитывается целиком Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого поста, и канон преподобной Марии Египетской.

По этой особенности утреннее богослужение четвертка называется Андреевским стоянием и стоянием Марии Египетской. В каноне собраны и изложены все побуждения к посту и покаянию, и Святая Церковь повторяет его теперь в полном составе, чтобы вдохнуть в нас новые силы к успешному окончанию поста. Для этой же цели — возбуждения и сил, и внимания кающихся — служит и чтение жития преподобной Марии Египетской.

Тропари преподобной Марии Египетской из Великого канона

Всем усердием и любовию притекла еси Христу, первый греха путь отвращши, и в пустынях непроходимых питающися, и Того чисте совершающи Божественныя заповеди.

«Отвратившись от прежней греховной жизни, ты со всем усердием и любовью прибегла ко Христу, пребывая в безлюдной пустыне и в чистоте исполняя Его Божественные заповеди».

Да страстей пламень угасиши, слез капли источила еси присно, Марие, душею распаляема, ихже благодать подаждь и мне, твоему рабу.

«Чтобы угасить огонь страстей, ты, Мария, горя сердцем, постоянно проливала потоки слез, благодать которых даруй и мне, твоему рабу».

Житие преподобной Марии Египетской

Преподобная Мария была египетской подвижницей. Вот как сама она открыла свою жизнь святому Зосиме, который незадолго до ее смерти встретил ее в пустыне. «В 12 лет я ушла из дома родителей в Александрию, где начала вести порочную жизнь. Однажды с народною толпою отправилась я в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Во время плавания я соблазнила многих путешественников. Прибыв в Иерусалим, я хотела идти с народом в церковь, но какая-то невидимая сила удерживала меня. Я стала размышлять, почему я не могу войти в церковь, когда входят другие. Тогда свет Божий озарил мое сердце, и я поняла, что грехи мои не пускают меня в храм Божий. Долго я плакала и вдруг, подняв глаза кверху, увидела на стене образ Пресвятой Богородицы. Я стала умолять Пресвятую Богородицу простить меня и допустить в церковь, чтобы поклониться Кресту Христову.

И что же? После молитвы я свободно вошла в церковь, поклонилась святому Кресту и, воротившись к иконе, стала просить Богородицу наставить меня на путь спасения. Тогда я услышала голос: «Ступай за Иордан, и там найдешь покой для души твоей!» Я послушалась голоса и через три дня и дошла до монастыря святого Иоанна Предтечи, близ реки Иордана. Выкупавшись в святой реке, я вошла в церковь, приобщилась Святых Тайн и потом, перейдя реку, поселилась в здешней пустыне. Здесь я прожила 40 лет, питалась кореньями, терпела страшный голод. Иногда я мучилась, воспоминая о сладкой пище, которую всегда имела в Египте. Иногда не было и простой воды, а мне хотелось тех дорогих вин, которые я пила прежде без меры. Язык мой против моей воли настраивался повторять те безумные песни, которые прежде утешали меня. Страшно я боролась со своими злыми навыками. Случалось, что падала на землю от изнеможения. Платье мое истлело от времени, тело то страдало от холода, то горело от зноя. Но через 17 лет наступило время покоя». Рассказав свою жизнь, святая Мария просила Зосиму, чтобы он в будущем году, в Великий Четверг, принес из монастыря Святые Дары и причастил ее в тот самый день, в который Господь причащал Своих учеников. Святой Зосима, придя в пустыню, долго молился и ждал святую подвижницу. Наконец увидел, что она подошла к реке и, перекрестив ее, пошла по воде. Старец изумился и хотел поклониться Марии в ноги, но она сказала: «Что ты делаешь? Ты священник, и в руках у тебя Святые Дары!» Причастившись, святая подвижница просила Зосиму еще раз придти к ней в пустыню; Зосима явился через год и нашел ее уже умершею. Возле нее на песке были начертаны слова: «Отец Зосима! Похорони здесь тело смиренной Марии, умершей 1 апреля». Это было 1 апреля 524, года, самый день ее причащения. Память святой Марии, кроме 1 апреля (14 апреля по новому стилю), чтится в воскресенье и четверг 5-й недели Великого поста. Чтится в это время для того, чтобы показать в ней кающимся грешникам высокий пример покаяния. Частицы мощей преподобной Марии Египетской находятся в разных городах Европы.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Лживый человек живет двумя жизнями: своей внутренней жизнью, своими мыслями — и другой жизнью, как неким фасадом, обращенным к людям. Это двоедушие чрезвычайно опасно для внутреннего духовного состояния человека — оно разрушает целостность человеческой личности, делает его уязвимым, подверженным многим порокам. Лицемерие порождает ответную реакцию окружающих людей, формируя недоверие к тому, кто говорит ложь. А недоверие разрушает здоровую ткань человеческих отношений. Нет доверия — невозможно построить семью, сохранить добрые отношения между родителями и детьми, устроить гармоничные общественные отношения. Вот так ложь, отцом которой является диавол, разрушает бытие, разрушает человеческие отношения, разрушает человеческую личность. Справиться с этим грехом мы можем, усилив контроль над своими мыслями, своими словами и своими поступками.

Слово митрополита Феофана

Неслучайно Святая Церковь полагает еще раз читать канон Андрея Критского, суть которого в призыве к покаянию. Как образец дается нам житие преподобной Марии Египетской. Если мы внимательно вслушаемся в канон, подумаем о жизни преподобной, то увидим призыв к послушанию и исполнению заповедей Божиих. 

Но мы их не исполняем, и тогда Святая Церковь, нисходя к нашей немощи, предлагает нам лекарство покаяния. Покаяние способно изгладить самые тяжкие грехи, загрязненную копотью грехов нашу душу убелить как снег. Как образец нам предлагается житие преподобной Марии, которая с юности была подвержена небывалым порокам. Но услышав однажды призыв Божий, она без оглядки пошла за Христом и достигла такой святости, которая поражала преподобных отцов-пустынников. 

Мы полагаем, что это было давно и в наше время подобное невозможно? Но Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13:8). Покаявшемуся на кресте разбойнику Господь первому открыл дорогу в рай и множество грешников помиловал ещё при жизни, как это было с обличенной в прелюбодеянии (см. Ин. 8:3-11)... 

В оставшиеся дни поста каждому из нас важно пройти эти внутренние ступени — к аналою, где исповедать свои грехи. Здесь есть две проблемы: вначале бес, напоминая о милосердии Бога, заманивает нас в греховные сети, а затем, когда мы измарали свою душу и решили покаяться, старается убедить нас, что мы недостойны прощения. Но Господь пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9:13). Нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного. И покаявшись, важно делать всё возможное, чтобы вновь не впадать в эти грехи.

Священное Писание

Бытие. XVII, 1-9

1Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; 2и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.

3И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: 4Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, 5и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; 6и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; 7и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; 8и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.

9И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.

Притчи Соломона. XV, 20 — XVI, 9

20Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.

21Глупость — радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.

22Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.

23Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!

24Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.

25Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.

26Мерзость пред Господом — помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.

27Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.

28Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. [Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.] 29Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.

30Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.

31Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.

32Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.

33Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.

Глава 16

1Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.

2Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.

3Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.

4Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.

5Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути — делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.] 6Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.

7Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.

8Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.

9Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.

Теги:
Великий пост
Душеполезное чтение на каждый день Великого поста
пятая седмица Великого поста
преподобная Мария Египетская

Все публикации