Публикации

Понедельник пятой седмицы Великого поста

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция сайта
Понедельник пятой седмицы Великого поста

О памятозлобии

Святые добродетели подобны лествице Иакова; а непотребные страсти — узам, спадшим с верховного Петра. Добродетели, будучи связаны одна с другою, произволяющего возводят на небо; а страсти, одна другую рождая и одна другою укрепляясь, низвергают в бездну.

И как мы ныне слышали от безумного гнева, что памятозлобие есть одно из собственных порождений его, то по порядку будем теперь об нем и говорить.

1. Памятозлобие есть исполнение гнева, хранение согрешений, ненависть к правде, пагуба добродетелей, ржавчина души, червь ума, посрамление молитвы, пресечение моления, отчуждение любви, гвоздь, вонзенный в душу, неприятное чувство, в огорчении с услаждением любимое, грех непрестающий, законопреступление неусыпающее, злоба повсечасная.

2. Памятозлобие, сия темная и гнусная страсть, есть одна из тех страстей, которые рождаются, а не рождают, или еще и рождают. Мы не намерены много об ней говорить.

3. Преставший от гнева убил памятозлобие; ибо доколе отец жив, дотоле бывает и чадородие.

4. Кто приобрел любовь, тот устранился от вражды; враждующий же собирает себе безвременные труды.

5. Трапеза любви разоряет ненависть, и дары искренние смягчают душу. Но трапеза без внимания есть матерь дерзости, и чрез окно любви вскакивает чревообъядение.

6. Видал я, что ненависть расторгала долговременные узы блудной любви; а потом памятозлобие чудным образом не попускало им вновь соединиться. Дивное зрелище! Бес беса врачует; но может быть, это дело не бесов, но Провидения Божия.

7. Памятозлобие далеко от твердой естественной любви, но блуд удобно приближается к ней, как иногда видим в голубе кроющихся вшей.

8. Памятозлобствуя, памятозлобствуй на бесов и, враждуя, враждуй против твоей плоти непрестанно. Ибо плоть сия есть друг неблагодарный и льстивый: чем более мы ей угождаем, тем более она нам вредит.

9. Памятозлобие есть лукавый толковник Писания, который толкует речения Духа по своему разумению. Да посрамляет его молитва, дарованная нам Иисусом, которой мы не можем произносить с Ним, имея памятозлобие.

10. Когда после многого подвига ты не возможешь исторгнуть сие терние, тогда кайся и смиряйся, по крайней мере на словах, перед тем, на кого злобишься, чтобы ты, устыдившись долговременного перед ним лицемерия, возмог совершенно полюбить его, будучи жегом совестию, как огнем.

11. Не тогда узнаешь, что ты совершенно избавился от сей гнилости, когда помолишься об оскорбившем, или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу — но когда, услышав, что он впал в некое злоключение душевное или телесное, восскорбишь о нем как о себе и прослезишься.

12. Памятозлобный безмолвник есть аспид, скрывающийся в норе, который носит в себе яд смертоносный.

13. Воспоминание страданий Иисусовых исцелит памятозлобие, сильно посрамляемое Его незлобием. В дереве, внутри гнилом, зарождается червь; а в видимо кротких и безмолвных, но не поистине таковых, скрывается продолжительный гнев. Кто извергает из себя гнев, тот получает прощение грехов; а кто прилепляется к нему, тот лишается милосердия Божия.

14. Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение; но человек, не помнящий зла, опередил их. Отпустите мало, и отпустят вам много (Лк. 6, 37).

15. Непамятозлобие есть знак истинного покаяния; а кто содержит в сердце памятозлобие и думает, что он творит покаяние, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит.

16. Видал я зараженных памятозлобием, которые увещевали других забыть обиды, а потом, устыдившись слов своих, страсть свою оставили.

17. Никто не думай, что сия мрачная страсть маловажна; ибо часто она вкрадывается и в духовных мужей.

18. Степень девятая. Вступивший на нее с дерзновением да просит разрешения грехов у Спасителя Иисуса.

Преподобный Иоанн Лествичник. «Лествица»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Спаситель принес в мир слова, которые никак не соответствуют злому и жестокому образу жизни: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (см. Мф. 7, 12). Замечательно говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: ты не можешь просить Господа о милости к себе даже в трудных обстоятельствах жизни, если ты жесток по отношению к ближнему. Действительно, жестокость парализует всякую возможность человека обращаться к Богу, потому что никакая просьба жестокого человека не может быть Богом удовлетворена. Такой человек никому никогда и ни в чем не помогает, а стало быть, нет пределов для его недоброжелательного отношения к ближним… Никогда страшные образы преуспевающих жестоких людей не должны стать притягательными для нашей молодежи, для нашего народа. Иначе мы погубим самих себя, разорвем связь с Богом, Господь от нас отступится. Он не будет слышать наши молитвы, как предупреждает нас святой Иоанн Златоуст.

Слово митрополита Феофана

Представьте себе картину: отец приводит ко Христу своего одержимого бесами сына. Эта болезнь встречается и в наши дни. Можно увидеть человека, который действительно скрежещет зубами, падает, бьется, готов напасть на людей. Представьте себе состояние родителей, ведь бес гонит этого несчастного ребенка неведомо куда. Родители же всегда остаются родителями, это их близкий, их ребенок. Сердце же еще более печалится, оттого что чувствует невозможность исцеления. Очевидно, они испробовали всё доступное в то время, когда услышали, что есть Христос, Который исцеляет.

В Евангелии не сказано, откуда эти люди пришли ко Христу, — может быть, издалека. Вначале отец бесноватого обратился к ученикам Спасителя, чтобы те исцелили сына, но апостолы не смогли. И тогда несчастный отец подходит ко Христу и говорит: «Господи, вот сын у меня больной. Нам больно смотреть на его страдания. Если возможно, исцели его. Мы уже обращались к Твоим ученикам, но они не смогли помочь». Христос спрашивает у этого человека: «Веруешь ли ты? Всё возможно верующему». И тот ответил: «Верую, Господи, помоги моему неверию». У него была вера и понимание того, что все же веры мало. И он признался в этом, сказав: «Верую, но у меня еще есть и неверие. Но я верую, что Ты можешь веру мою укрепить, помоги моему неверию».

Часто это имеет прямое отношение к нам. Мы также с вами в жизни нередко попадаем в трудные жизненные обстоятельства. Одного тяжелая болезнь постигла, у второго на работе не ладится, в семье что-то не так. И мы хотели бы обратиться к Богу, мы знаем, что Он есть и верим в Него, но этой веры недостаточно, чтобы просить с полнотой надежды и уверенности получить просимое. Обращаясь к Богу, мы должны сказать: «Я верую в Тебя, Господи, верую, что для Тебя всё возможно, но моя вера недостаточна. Укрепи мою веру, помоги моему неверию в Твою Божественную силу».

Далее сына подводят ко Спасителю. Бесы чувствовали, Кто перед ними, и напоследок бьют о землю этого несчастного отрока, он падает в конвульсиях и лежит бездыханный. Многие подумали, что отрок мёртв, в этом вновь неверие, ведь Сам Господь изгонял бесов и, конечно же, не для того, чтобы умер отрок. Совершенно здоровым, в полном разуме Христос отдал отрока родителям, сказав: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9:29).

Священное Писание

Бытие. XIII, 12-18

12Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома.

13Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом.

14И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; 15ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, 16и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; 17встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее [и потомству твоему навсегда].

18И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу.

Притчи Соломона. XIV, 27 — XV, 4

27Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти.

28Во множестве народа — величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.

29У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.

30Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей.

31Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.

32За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.

33Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.

34Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов.

35Благоволение царя — к рабу разумному, а гнев его — против того, кто позорит его.

Глава 15

1[Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.

2Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.

3На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.

4Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа.

По материалам книги Дмитрия Дементьева «Чтение на каждый день Великого поста»

Теги:
Великий пост
Душеполезное чтение на каждый день Великого поста
пятая седмица Великого поста
преподобный Иоанн Лествичник
Лествица

Все публикации