Публикации

Среда второй седмицы Великого поста

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция сайта
Среда второй седмицы Великого поста

Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять пост лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем?

И можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?

Пост — это не диета. Апостол замечает, что «пища не приближает нас к Богу» (1Кор. 8, 8). «В видимом воздержании плоти нет совершенства, его могут иметь и неверные по необходимости или лицемерию», — говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Воздержание в пище — это только основание для дальнейшей постройки, им «сохраняется в должной чистоте и трезвении наш ум, в должной тонкости и духовности наше сердце».

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

О молитве

Молитва — священная царица добродетелей.

Преподобный Иоанн Лествичник

Итак, если хочешь одержать победу над страстями, то, молитвою и содействием Божиим будучи внутри себя, сойди вглубь сердца и там проследи следующих три сильных исполинов: забвение, лень и неведение, эту опору мысленных иноплеменников, через которых прочие злые страсти, возвращаясь, действуют, живут и крепнут в сластолюбивых душах. Но ты многим вниманием и настоянием ума при содействии свыше найдя этих, многим неведомых злых исполинов, потом уже легко, опять вниманием и молитвой, сможешь избавиться от них.

Преподобный Марк Подвижник

Как из облака молния, так из молитвы свет истины и разумения.

Святитель Филарет, митрополит Московский

Велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божьего и ее удобнее всего всякому исправлять.

Преподобный Серафим Саровский

Ничто так не способствует к преспеянию в добродетели, как частое собеседование с Богом.

Святитель Иоанн Златоуст

Плоды искренней молитвы: простота, любовь, смиренномудрие, терпение, незлобие, и тому подобное. Все это и прежде вечных плодов произращает здесь плод в жизни старательного. Таковы плоды, украшающие молитву; если не будет их, то напрасен ее труд.

Святитель Григорий Нисский

Плодом молитвы бывает постепенно расширяющееся зрение своих согрешений и своей греховности, отчего усиливается умиление и обращается в плач.

Плодом молитвы являются ощущение присутствия Божия, живая память о смерти, страх суда и осуждения.

Плоды истинной молитвы: светлый мир души, соединенный с тихой, молчаливой радостью, чуждой мечтательности, самомнения и разгоряченных порывов и движений; любовь к ближним, не отделяющая для любви добрых от злых… но ходатайствующая обо всех пред Богом, как о себе.

Плод молитвы состоит в просвещении ума и умилении сердца, в оживлении души жизнью духа.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Святитель Феофан Затворник о молитве

«Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин. 16, 23), сказал Господь, и еще с подтверждением: истинно, истинно говорю вам. Какой стыд для нас, что мы не умеем пользоваться таким неотложным обетованием! И добро бы только нам стыд от того: а то наводится тень и на само обетование, будто оно слишком велико и неисполнимо. Нет, вина вся на нас, и главным образом в том, что мы не сознаем себя верными рабами Христовыми, и совесть не дает нам чаять какой-либо милости от Господа. К тому же и то бывает, что если иногда и приступает кто просить о чем Бога, то с раздвоенною душою: помянет о том мимоходом в молитве своей раз и два — и бросает, да и говорит потом: «Не слышит Бог». Нет, — прося чего-либо особенно, надо держать неотступность и неутомимость в молитве, подобно вдове, которая и бессердечного судию докучанием своим заставила удовлетворить ее прошению. Настоящие молитвенники, испрашивая что-либо в молитве, соединяют с молитвою пост, бдения, лишения всякого рода и всякое благотворение и при том просят не день, не два, а месяцы и годы; за то и получают. Им подражайте, если желаете иметь успех в молитве.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Одним из очень распространенных пороков является осуждение ближнего. Иногда, встречаясь со знакомыми и друзьями, мы, просто для того чтобы заполнить время, осуждаем других. Святой Григорий Богослов замечательно сказал по этому поводу: «Если кто, желая позабавиться, выставляет напоказ осуждение ближнего, то воображай, что предметом смеха становишься ты сам, и тогда слова его более всего огорчат тебя». Это мудрое наставление святого Григория мы должны иметь в памяти тогда, когда кто-то в шутку или всерьез, желая рассмешить нас или занять наше внимание, или просто от безделья, начинает осуждать другого человека. Помни, что в этот момент ты сам становишься предметом для смеха, потому что тот же человек, который с легкостью говорит о другом плохо, желая тебе понравиться или, как сказал святитель, просто позабавиться, в другой обстановке непременно скажет то же самое про тебя.

Слово митрополита Феофана

Проповедь митрополита Феофана после повечерия в среду первой седмицы Великого поста в храме Казанской семинарии

На протяжении святого Великого поста, словами молитвы преподобного Ефрема Сирина обращаясь к Богу, мы говорим: «Господи и Владыка живота моего». Этими словами мы свидетельствуем, что признаем Бога Творцом, источником и владыкой жизни.

«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми», — говорим мы далее. Во главу угла преподобный Ефрем ставит дух праздности. Святые Отцы говорят, что праздность является матерью всех пороков. В наши дни люди часто проводят время в праздности, на нее работает целая индустрия. Всевозможные праздники, корпоративы — как правило, это всё уводит нас от Бога…

Как же пожалеем мы, как печальны будем в день, когда Господь призовет нас, если праздно проведем жизнь. Какой наш конец? Могила. А дальше — ответ перед Богом, и Судья нас ждет нелицеприятный. Вернуть время невозможно, потому опасен дух праздности, уныния, любоначалия.

Удивительное сочетание: на первом же месте праздность. Вы помните притчу о человеке, поле которого уродило богатый урожай (Лк. 12:16-21). Спросите любого, праздно проводящего жизнь: есть ли мир и покой в душе после посещения вечеринок, ночных клубов, ресторанов? Если женатый человек праздно проводит жизнь, то разваливается семья. Праздная жизнь убивает здоровье, человек деградирует умственно и нравственно. Вспомните притчу о блудном сыне (Лк. 15:11-32), который всё прогулял, а потом свиней пасти пошел. И мы, празднуя, должны помнить, что наступает момент, когда всё можно потерять. Следствием же праздности становится уныние.

И еще преподобный Ефрем Сирин просит: «любоначалия и празднословия не дай мне». Если ты праздный и унылый, то как же не быть любоначальным, как не стремиться властвовать? Но опыт показывает, что чем больше власти, тем меньше свободы. Чем больше власти, тем больше соблазна, тем тесней клетка.

Наконец, празднословие, связанное с праздностью. Уж такие мы мастаки проводить время в болтовне! Проанализируй свой день: сколько времени проходит праздно, попросту в болтовне, как правило, переходящей в осуждение ближних. Забываем слова Божии: «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1). Кроткому и молчаливому Бог посылает в душу благодать. А празднословие уподобляет душу человека комнате с открытыми дверями, где сквозняки всё выдувают и ничего не остается.

А вот о другом духе надо позаботиться: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, Господи». 

Священное Писание

Бытие. IV, 16–26

16И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

17И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.

18У Еноха родился Ирад [Гаидад]; Ирад родил Мехиаеля [Малелеила]; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.

19И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла].

20Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.

21Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.

22Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.

23И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; 24если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.

25И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.

26У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога].

Притчи Соломоновы. V, 15 — VI, 3

15Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.

16Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод — по площадям; 17пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.

18Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, 19любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.

20И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?

21Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.

22Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: 23он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.

Глава 6

1Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого,- 2ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.

3Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего.

Теги:
Великий пост
Душеполезное чтение на каждый день Великого поста
вторая седмица Великого поста
молитва

Все публикации