Публикации

Понедельник второй седмицы Великого поста

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция сайта
Понедельник второй седмицы Великого поста

Есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост есть, когда тело постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов.

Многие постятся телом, но не постятся душой; многие воздерживаются от пищи и пития, но не воздерживаются от злых помыслов, дел и слов; и какая им от того польза? Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают, и какая им от этого польза?

Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно. Как налагаешь пост телу своему, наложи пост также и злям приходям твоим. Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится память от злопамятства; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от злого видения, — отврати очи твои, еже не видети суеты. Уклонися от зла и сотвори благо.

Сей есть христианский пост, какого Бог от нас требует! Покайся и, воздерживая себя от всякого злого слова, дела, помышления, поучайся всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься.

Святитель Тихон Задонский

О посте духовном

Время поста это время собенно важное для духовной жизни, это «время благоприятное, это день спасения» (2Кор. 6, 2). Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно, воздержанием от всяких развлечений — хождения в театры, кино и гости, легкого чтения, веселой музыки, смотрения телевизора и т.п. Если все это влечет сердце христианина, то пусть он сделает некоторое усилие, чтобы оторвать от него свое сердце, хотя бы во дни поста.

Пост — период духовного усилия. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы период постов — усилим молитву, умножим милосердие, укротим страсти, примиримся с врагами. Священник Александр Ельчанинов

Освятите пост! Но разве пост сам по себе не свят? Он может не быть святым из-за нашей нечистоты. Посмотрите на постящихся: один презирает всех, кто не постится. Другой в жару ревности не по разуму постится до того, что становится не способным к труду. Третий постится телом, но не думает о пощении духовном.

Пост должен быть понят только как средство к ослаблению плотских страстей. Гордятся ли больные множеством употребляемых ими лекарств? И как употребляются лекарства? — Постепенно. Святые подвижники постились долгое время, постепенно приучая себя к посту.

Какие занятия приличны посту? – Молитва, исследование своей жизни и совести; размышления о жизни, учении, страданиях и смерти за нас Спасителя; примирение с ближними, чтение Слова Божия и душеспасительных книг, беседы с благочестивыми людьми. Надо иметь в виду главную цель поста: покаяние, исповедь и причащение Святых Тайн.

Для многих при пощении может открыться необходимость в совете опытных людей — духовников. Не пренебрегайте этим важным средством, потрудитесь найти для себя благоразумного руководителя. 

Святитель Иннокентий Херсонский

Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело. 

Святитель Иоанн Златоуст

Добродетели исправляются собственным старанием и усердием и приобретаются собственными нашими подвигами и трудами, а духовные дарования суть свободные дары милости, от Христа подаваемые тем, которые подвизаются. 

Преподобный Симеон Новый Богослов

Добродетели одна другой переемственны, чтобы путь добродетели не был трудным и тяжким, чтобы можно было преуспевать в них по порядку постепенно и находить в этом для себя облегчение, и чтобы таким образом самые скорби, переносимые ради добра, соделались любезными, как нечто доброе. 

Преподобный Исаак Сирин

О пользе поста

Во-первых, польза святого поста заключается в обуздании плоти и укрощении всякого ее беспорядочного движения. А это весьма благоугодно Богу, чтобы мы распинали плоть свою со страстями и похотями. О сем апостол Павел так говорит: Усмиряю и порабощаю тело мое (1Кор. 9, 27). Усмирение как раз означает подвиги поста, как объясняет это место Священного Писания святитель Иоанн Златоуст. Псалмопевец также воспевает пост, как сильное оружие против темной силы: Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится (Пс. 34, 13). И в другом месте об обращении к посту в духовной брани говорит он же: Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елея ради (Пс. 108, 24).

Пост имеет такую силу, что может обуздывать неукротимые страсти, погашать пламень зависти, раздражительности и гнева, истреблять величавую надменность, уничтожать мечтательные тщеславные помыслы, угашать огонь сладострастия, удерживать все чувства, как то: зрение, слух, осязание, и обоняние. Кратко сказать: пост есть преславный убийца страстей, укротитель похотей, победитель и торжествующий истребитель всякого неистовства свирепствующей плоти.

Вторая польза, проистекающего от святого поста, состоит в том, что он окрыляет душу и соделывает ее способною к молитве и небесной мудрости.

Ветхозаветные пророки сперва приуготавливались постом и только затем с великим страхом приступали к беседе с Богом.

Так, Моисей, прежде нежели дерзнул приступить к Богу и принять от него Богоначертанные скрижали, приуготовил к сему душу свою постом (Исх. 34). Так поступил и пророк Божий Илия: он постился сорок дней, прежде нежели удостоился видеть Бога на горе Хориве, в гласе хлада тонка (3Цар. 19, 12). Так и пророк Божий Даниил приуготовился трехнедельным постом к ведению и разумлению Божественных Откровений. Посему пост есть как бы некоторая лестница, возводящая ум на Небо, пост есть как бы некоторые крылья, которые возносят душу к Богу, к Богомыслию и горнему размышлению.

Третья польза от поста заключается в том, что чрез него мы совершаем служение Богу и соблюдением его воздаем Богу должную Ему почесть.

Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего (Рим. 12, 1). Так Апостол Павел призывает всех христиан к укрощению плотских страстей, сила которых особенно сдерживается и ослабляется постом, и сие-то умерщвление плоти он называет словесным, разумным служением.

Четвертая польза, происходящая от поста, состоит в том, что он служит лишь малой данью Богу за грехи, совершенные нами, и умилостивляет Его праведный гнев.

Так, сыны Израилевы постом умилостивили Бога и приобрели торжественную победу (1Цар. 7). Также и ниневитяне: они отвратили гнев Божий общим и строгим постом (3Цар. 21). То же было во времена Есфири (Есф. 4) и Иудифи (Иудифь 4), при которых народ избавился от предстоящей смерти в следствии поста. К сему пророк Иоиль призывает всех людей такими словами: И ныне говорит Господь Бог ваш: обратитесь ко мне всем сердцем своим, в посте, и в плаче, и в рыдании, и раздирайте сердца ваши, а не ризы ваши (Иоил. 2, 12–13).

Пятая польза от святого поста состоит в том, что он вменяется в добродетель и чрез него испрашиваются блага временные и вечные.

Так Анна, жена Елканова, постом испросила себе сына Самуила (1Цар. 1). Так, пророк Давид изнурял себя постом, чтобы испросить у Бога жизнь больному своему сыну (2Цар. 12). Так же и Сарра спасла жизнь свою от бесов оружием поста, и слова Христовы исполнились самим делом. Все Святые прибегали к посту, как к сильнейшему прогонителю демонской силы. Вот слова о сем Самого Господа: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 29).

Но особая польза от святого поста усматривается в том отношении, что он, пост, вменяется нам в заслугу и чрез него испрашиваются и ниспосылаются нам от Бога блага как временные, так и вечные. Эту истину можно ясно видеть из следующих слов Христовых: Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой , видящий тайное, воздаст тебе явно(Мф. 6, 17–18). Чем же воздаст? Не иным чем, как только наградою. В сказанных словах Христос противополагает истинный пост посту лицемерному, фарисейскому: Ибо фарисеи во время поста принимают на себя мрачные лица, домогаясь, чтобы люди прославляли их. Посему-то Господь и говорит о них: Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою (Мф. 6, 16), то есть похвалу от людей.

Пост истинный, нелицемерный, ожидает не сей награды, не славы человеческой, но надеется получить небесную награду, чтобы исполнились слова Христовы: И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Итак, если Христос обещает человеку за пост вознаграждение, то постящиеся могут постом заслужить и испросить себе от Бога блага как временные, так и вечные.

«Пост — заповедь Божия», по сочинениям митрополита Стефана (Яворского)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

При всех сложностях сегодняшнего бытия у верующего человека не может иссякать надежда, потому что в cлове Божием сказано: создам Церковь Мою, и врата ада ее не одолеют (см. Мф. 16, 18). Это значит, что до скончания века Церковь будет нести Божию правду, вне зависимости от того, как эта правда будет восприниматься. Иногда, видя безразличие к церковной проповеди, преднамеренное искажение слов Церкви, многие из нас впадают в уныние и задают себе вопрос: а что же дальше? каково будущее рода человеческого? И ответ на этот вопрос исходит не от человеческой мудрости, но от мудрости Божией: Я с вами… до скончания века (Мф. 28, 20). Если Господь с Церковью, если Господь с призывающим Его имя, значит, те, кто Его имя призывает, будут на стороне победы, уже совершенной Христом через смерть и воскресение над диаволом и над всякой неправдой.

Слово митрополита Феофана

В минувший воскресный день Святая Церковь праздновала Торжество Православия. Торжество — значит победа Православия. Но где же эта победа, где величие? Мы видим разрушенные храмы и народ, имеющий православные корни, но в основной своей массе отставший от Православия. Это не только у нас, но и во всем мире. Так о каком же торжестве можно говорить?

Была многолетняя жестокая борьба за почитание святых икон, но Православная Церковь выстояла. На протяжении веков бывало всякое: духовное восхождение, когда явились сонмы мучеников и исповедников, преподобных, святителей из простого народа и власти. […]

За Православие люди отдавали свои жизни. Разве это не торжество Православия? Люди моего возраста ранее не могли и подумать, что сегодня будут строить такие храмы и мы получим свободу веры. Не надо далеко ходить, говоря о Торжестве Православия: у нас строится собор на месте явления Казанской иконы. С трудом верилось, что его начнут строить, но Сама Царица Небесная пожелала, чтобы это место перестало быть в запустении. И я очень хочу, чтобы мы с вами в нём успели помолиться…

Сам Христос сказал: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12:32). От нас, стоящих здесь, очень многое зависит. Мы можем или следовать к Торжеству Православия, или своей косностью, трусливостью, привязанностью к благам мира предавать Бога. Есть одна программа, способная сделать Россию великой — это наше обращение к Богу, жизнь по вере.

У нас спросят: разве сейчас древность? Но у Бога нет «древности» — у Него есть вечность, правда и путь, начертанный в заповедях. И если наши душа, встрепенувшись, пойдут к Богу, то малыми ручьями сольются в большую реку веры народа нашего, которая вновь понесет нашу великую страну к великому безбрежному океану милосердия Господня.

Священное Писание

Бытие. III, 21 — IV, 7

1Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.

2И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.

3Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, 4и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, 5а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.

6И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?

7если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

Притчи Соломоновы. III, 34 — IV, 22

1Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму, 2потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей.

3Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей, 4и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи.

5Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.

6Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.

7Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.

8Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; 9возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.

10Слушай, сын мой, и прими слова мои,— и умножатся тебе лета жизни.

11Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым.

12Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься.

13Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно — жизнь твоя.

14Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; 15оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо; 16потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения; 17ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения.

18Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.

19Путь же беззаконных — как тьма; они не знают, обо что споткнутся.

20Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое; 21да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего: 22потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его.

Теги:
Великий пост
Душеполезное чтение на каждый день Великого поста
вторая седмица Великого поста

Все публикации