Публикации

Проповедь митрополита Феофана в Неделю 27-ю по Пятидесятнице в Казанско-Богородицком монастыре

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
митрополит Феофан
Проповедь митрополита Феофана в Неделю 27-ю по Пятидесятнице в Казанско-Богородицком монастыре

10 ноября 2017 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, празднование иконе Божией Матери, именуемой «Знамение», митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Литургию в Крестовоздвиженском храме Казанско-Богородицкого мужского монастыря. После чтения Евангелия (Лк. 13:10-17) глава Татарстанской митрополии обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Представьте себе картину Евангельского повествования, которое мы сейчас слышали. Христос странствовал по Палестине и за Ним всегда следовало множество народа. Зайдя в синагогу, Христос увидел женщину, которая уже 18 лет, как сказано, была скорчена. Мы видим и в нашей жизни людей, пораженных этой тяжелой болезнью — кажется, что все их органы переплетены. Христос сжалился над ней, возложил руки и сказал: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И вдруг эта скорченная женщина выпрямляется в полный рост и на глазах становится здравой — та, которую все знали многие годы пораженной этой болезнью.

Конечно, у многих были и изумление, и радость. Но не у всех — там были книжники и фарисеи, внешне следовавшие букве закона Моисеева. То был субботний день, когда согласно закону нельзя работать. И эти книжники говорят Христу: «Ты зачем нарушаешь закон, в котором сказано: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела (Исх. 20:9-10)».

Представьте себе эту картину: Христос исцеляет тяжелобольную, народ в изумлении и радости, а книжники и фарисеи негодуют. И Христос отвечает: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? Конечно же, все умолкли.

Исцеление Иисусом Христом согбенной женщины в субботу

Исцеление Иисусом Христом согбенной женщины в субботу

Теперь вспомним слова сегодняшнего апостольского чтения (Еф. 6:10-17): наша брань не против крови и плоти, … но против духов злобы поднебесной. Люди, далекие от веры, говорят: «Что вы выдумываете! Какой Бог, какой сатана, какие бесы? Всё это ложь. Ничего этого нет, мы в это не верим». Удивительное дело: развит особенно в наши дни новый тип войны, когда вроде нет открытых боевых столкновений, а война идет. Наверное, скажу всем известное: идёт такая скрытая война против нашей страны, против России. Существуют различные направления этой войны. В первую очередь, это война за умы различными средствами современной технологии, через информацию.

Так и бесы подводят человека ко греху через различные «приманки»: возбуждают ум или чувства, предлагают обстоятельства. Через мысли возникают образы, затем возбуждаются чувства, и человек уже готов ко греху, как только мало-мальски обстоятельства позволят. Что это? Откуда это? От Бога? Бог зла не сотворил, это от тех, кого называют бесами. И вот здесь необходимо то, о чём также говорит апостол Павел — щит веры. Какой веры? Ведь вера бывает разная. И бесы веруют, и трепещут (Иак. 2:19) — зная, что Бог есть, творят своё. Нам нужна та вера, которая дает силы противостоять искушениям и следовать заповедям Божиим.

Есть инструмент, который безошибочно указывает на эти заповеди — это наша совесть. И как часто бывает, что перед человеком встает дилемма. Например, во время поста приходишь на день рождения или вечеринку, где скоромная пища, спиртные напитки. Совесть призывает отказаться, а дьявол призывает «уважить человека» и нарушить пост. Удивительно: человек соглашается «уважить человека», но при этом нарушает нормы Божии. «Бог потерпит, Бога необязательно уважать. Пост еще не кончился, успеешь и попоститься и покаяться», — шепчет дьявол. И так постепенно человек сползает.

Откуда возникает пьянство, разврат, непотребство? А всё оттуда же: один раз попробовал, уступил греху, второй раз, а на третий — становишься рабом страстей. У одного это пьянство, у другого — клевета, у третьего — блуд или разнузданность. И всё это становится вторым естеством, как святые отцы говорят, страстью, которая превращает человека в раба.

Нам сейчас часто говорят о свободе, что «человек свободен». Но в чём свободен? В том, чтобы творить беззаконие? Это не та свобода. Свободен тот человек, который может сказать своим пошлым страстям: «Нет, я не подчиняюсь этому рабству греха, я — свободная личность и выбираю добро». Но эта свобода требует силы, как воинское искусство.

Несколько дней назад я встречался с офицерским составом в одной из военных академий. Это были старшие офицеры, опаленные войной и в Чечне, и в Сирии. Я увидел, с каким вниманием они, знающие цену вере и свободе, слушали о правде Божией. Почему? Потому что нередко они в глаза смерти смотрят. На войне нет людей неверующих, это невозможно. А у нас, вроде бы, и всё хорошо, и Бог нам не нужен, и сами мы свободны, а на самом деле — рабы. Человек, подверженный алкоголю, находится в рабстве, как и распущенный. Это страшное рабство, когда мужчина или женщина не в силах справиться с самими собой.

И где найти защиту? Апостол Павел говорит: возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф. 6:16), — веры в то, что исполняя нормы и правду Божию, законы и заповеди, ты становишься по-настоящему крепким и свободным. Об этой борьбе не с плотью и кровью, то есть с внешними людскими проявлениями, а с духами злобы поднебесной прекрасно сказал Достоевский: «Дьявол с Богом борются, а поле битвы — сердца людей». И об этом мы всегда должны знать.

Я вижу сейчас здесь мужскую половину и радуюсь. Радуется сердце: слава Богу, понемногу мы просыпаемся. Я часто встречаюсь с руководством и слышу, как Минниханов и Шаймиев говорят: «Да, мы — мусульмане», — и хранят свою веру. Нормальное явление. А мы, братья славяне, всё еще стесняемся, даже перед внешними стесняемся сказать о своей вере. Они говорят, а мы молчим. Нет, не надо с крыш кричать, но если нас спросят, твёрдо ответим: «Конечно же, я верю, я иду тем путем, которым шли наши отцы». И тогда мы будем пользоваться большим уважением.

Надо помнить, что наша борьба — против злых мыслей, сил, явлений, которые сатана вечно старается внедрить среди нас. Дай Бог, чтобы мы облеклись в щит веры — правду Христову, были твердыми и преданными Слову Божию. Тогда мы почувствуем, что вера чудеса творит, даже среди нас, нередко связанных сатаной грехами и скорченных, как 18 лет болевшая женщина. И Господь даст нам силы исцелиться, встать и сказать: Господь мой и Бог мой (Ин. 20:28)! Аминь.

Теги:
Исцеление согбенной женщины
проповеди
Евангельское чтение
митрополит Феофан
слово митрополита Феофана
Бог и человек
вера в Бога

Все публикации