Публикации

Немного о миссионерстве, или Как не совершить непоправимого в беседе с подростками

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Юлия ХУЗИЕВА
Немного о миссионерстве, или Как не совершить непоправимого в беседе с подростками

Если у нас есть младшие братья и сестры, или племянницы, или крестники и крестницы, то нередко мы бываем чрезвычайно озабочены их воцерковлением. Часто чувствуем ответственность, желание поучаствовать в судьбе подрастающего поколения. Желание это само по себе естественно и понятно, только когда дело касается подростков или просто молодых людей, то действовать здесь нужно максимально осторожно.

Нам кажется, что достаточно просто изложить основы нашего вероучения и душа подростка сама потянется к Церкви, ведь как говорил Тертуллиан: «Каждая душа – христианка». Однако, все сложнее. Не спешите разговаривать с вашим подопечным в таком духе: «Если не будешь исполнять заповеди, умрешь вечной смертью». Формально, вы окажетесь абсолютно правы, но ваше предостережение прозвучит очень жестко и малопривлекательно и вряд ли юное существо заинтересуется Церковью. В ответ они могут вспомнить слова известной песни: «Щедра к нам грешникам земля, / А Небеса полны угрозы».

Так вот, чтобы Небеса не представлялись вашему подопечному полными угроз, идите другим путем. Во-первых, не будьте максималистами, считая, что человеку для жизни нужно мало (вера в Бога, Церковь, кров над головой и пища) и нечего стремиться и мечтать о будущем. К примеру, если юная душа делится с вами мечтой объехать весь мир и заявляет, что «без этого жизнь – не жизнь» – не торопитесь урезонивать вашего подопечного словами о том, что без путешествий можно прожить и что это в жизни не главное. Постарайтесь понять это желание и предложить человеку помолиться о его исполнении. Понять – не означает изменить свою точку зрения или занять менее духовную позицию. Понять – это осознать как важно для другого что-то, это умение не мерить всех по своему шаблону. Понять – это истинно проникнуться к человеку любовью и заботой. Искусство понимать – неотъемлемая часть второй заповеди.

То же самое касается и книг или фильмов, которыми увлекается ваш знакомый подросток. Не спешите доверять тому, что пишут православные авторы по поводу тех или иных мультиков или фильмов, или книг. Просмотрите и прочтите это сами, пусть у вас сложится СВОЕ мнение. И тогда вы сами сможете решить – вредное это явление современной культуры или нет. Постарайтесь смотреть на светскую молодежную культуру не взглядом инквизитора, заведомо старающегося найти что-то плохое, а как можно более беспристрастного человека. И всегда старайтесь найти доброе.

Человек, пришедший в Церковь недавно, может подумать: «Я здесь недавно, ничего не знаю, есть люди, которые знают лучше меня. Доверюсь их суждениям». Или: «Если доверюсь мнению других – это будет поступок смирения, а если попытаюсь решить сам – то это достойно гордого человека, который слишком доверяет себе». И то и другое мнение не верно. Первое – мысль нерешительного человека, вторая – абсолютно глупого. И оба этих мнения говорят о нежелании брать ответственность на себя и труда думать. Есть также и третий вариант – спросить у священника. Но это не всегда удобно – беспокоить и без того загруженных пастырей по такого рода пустякам. Нужно учиться думать и доверять себе в таких вопросах. Думать – это труд, да еще какой, но христианин обязан взять его на себя.

Патриарх Кирилл: Найти формы обращения к подросткам со словами о Боге ― задача, находящаяся на стыке работы воскресных школ и миссии среди молодежи

Патриарх Кирилл: Найти формы обращения к подросткам со словами о Боге ― задача, находящаяся на стыке работы воскресных школ и миссии среди молодежи

А если уж кино (или что-то другое) действительно оказалось таким вредным и плохим, и вы хотите чтобы ваш юный друг увидел в нем это плохое – действуйте тонко, ювелирно, без явного морализаторства. Пусть в вашем голосе побольше звучит иронии, чем поучительства и беспокойства. Обязательно сравните этот фильм (или сериал) с чем-то похожим внешне, но качественно добрым. Ребенок должен увидеть, что вы не против молодежной культуры как таковой, а против тех бесчеловечных принципов, которые внушает тот или иной фильм (или книга). Здесь же, заметьте, что нельзя разделять молодежную культуру на Западную и Отечественную и разговаривать в таком духе: «Наше – это замечательно, иностранное – бяка». Лучше прислушайтесь к вкусам человека, посмотрите и прочитайте сами, а потом начните обсуждать. И когда ему понравится какой-то красивый момент (к примеру, спасение супергероем невинных людей) отметьте, что это очень здорово и очень по-христиански.

В деле общения с подростками нельзя отвергать огульно их пристрастия. К примеру, вы можете узнать, что ваша крестница увлекается сериалом «Графиня де Монсоро» и разразиться эмоциональной и полной тревоги анафемой: как можно ТАКОЕ смотреть? Преступная любовь, подлость и прочие пороки человечества. Но лучше потрудитесь узнать у нее: что именно привлекает ее в этом сериале? Может быть, человеку нравится эпоха того времени и исторические события. И тогда причин для беспокойства намного меньше. И поговорить можно так: «Да, вот это интересно, а вот это плохо».

Если вы постараетесь действовать тонко и с умом, то сможете наиболее качественно добиться успеха, и человек, приведенный вами в Церковь, будет чтить ее не за страх, а за совесть, а вы обретете еще одного молитвенника. Ну, а если вы поддадитесь своей страсти морализаторствовать и любоучительствовать, то, боюсь, хорошо это не закончится. Даже если в единичных случаях (такие случаи действительно редки) юное существо, втолкнутое (именно так) вами в Церковь не уйдет оттуда, вы рискуете искалечить церковное детство кого-либо, и в конце ваших трудов услышать не благодарность, а справедливые упреки. 

Теги:
Миссионерство
воспитание
подростки
молодежь

Все публикации