Публикации

Формирование философских идей митрополита Антония (Храповицкого) и их значение для философии в Казанской духовной академии

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Артем СОЛОВЬЕВ
Формирование философских идей митрополита Антония (Храповицкого) и их значение для философии в Казанской духовной академии

29 марта 2018 года исполняется 155 лет со дня рождения митрополита Антония (Храповицкого)

Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии — митрополит Антоний (Храповицкий) руководил Казанской духовной академией с 1895 по 1900 годы. Ко времени назначения в Казань он уже имел опыт преподавания в СПбДА, СПбДС и МДА. Петербургскую семинарию и Московскую духовную академию он возглавлял в качестве ректора. В 1888 году, в СПбДА митрополит Антоний защитил магистерскую диссертацию на чисто философскую тему «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности».

Основная идея диссертации митрополита Антония выражается в положении о первичности деятельной воли по отношению к статично созерцающему сознанию. Эту идею он обнаруживает в трудах своего учителя — преподавателя психологии СПбДА Александра Емельяновича Светилина (1841–1887), являвшегося и руководителем митрополита Антония по магистерской диссертации.

Жизнеописание профессора Казанской духовной академии Петра Васильевича Знаменского. Часть 4

Идея первичности воли (не просто «желания», а волящего, то есть деятельностного «я», отличающего свои состояния и желания от самого себя) действительно есть у Светилина. При этом воля у Светилина — это определяющий фактор и самосознания и творчества.

Светилин же, в свою очередь был учеником Василия Николаевича Карпова (1798–1867), влияние которого можно косвенно можно обнаружить в труде митрополита Антония. В центре воззрений Карпова стоит идея самопознания как главной задачи философии. Важным и для Карпова, и для Светилина, и для митрополита Антония оказывается также и то, что метафизика может конструироваться, начиная с эмпирики, переход от которой к онтологии и теории познания лежит именно в психологии.

Что касается отношения митрополита Антония к Карпову, то оно может показаться весьма опосредованным. Однако можно провести прямую линию философского антропологизма от Карпова к митрополиту Антонию через профессора Светилина, который был учеником Карпова по СПбДА и преподавал в ней психологию с 1867 по 1887 года. То есть Светилин застал последние годы преподавания Карпова, как и митрополит Антоний застал последние годы преподавания самого Светилина.

О значении Светилина для митрополита Антония можно заключить из того, что это наиболее цитируемый отечественный автор в магистерской диссертации митрополита Антония, который ссылается на материалы литографированного лекционного курса по психологии своего учителя. Помимо Светилина митрополит Антоний опирался на труды М.И. Каринского («Критический обзор последнего периода германской философии»), М.И. Владиславлева («Психология»), и протоиерея И.Я. Янышева (литографированные лекции). Последнего митрополит Антоний высоко ценил как ученого богослова и специалиста по нравственному богословию.

Их идеи послужили отправной точкой диссертации митрополита Антония, еще одно положение которой заключается в переходе от психологии не столько к метафизике, сколько к «психологической теологии». И именно эти воззрения, характерные для митр. Антония, вероятно, оказались одной из отправных точек знаменитого труда профессора КазДА В.И. Несмелова «Наука о человеке». Так у митрополита Антония, вслед за Светилиным, речь идет о возможности восхождения от эмпирической психологии к метафизике и теологии человека. И именно этот переход к личности мы обнаруживаем у Несмелова.

Митрополит Антоний еще в 1888 году делает вывод: «Насколько эта динамическая идея Безусловной Личности есть не что иное, как объективированная и, как такая, оправданная идея личности нашей, настолько несомненно, что в интуиции нашего самосознания мы видим не себя только, но и Творца». А это уже напрямую соприкасается с тем, что спустя 10 лет будет защищать Несмелов как основную идею своей докторской диссертации.

Основная мысль Несмелова, с которой он начинает свое исследование, соответствует методологии и выводам диссертации митрополита Антония. Во-первых, он начинает с психологии, рассматривая человека как существо, поступки которого можно объяснить исходя из причинно-следственных связей. Сознание и свободную волю нельзя объяснить, исходя из физиологического аспекта психики человека: «По самой природе своей личности человек изображает собою безусловную сущность, а в то же время действительно существует, как простая вещь физического мира».

Епископ Антоний (Храповицкий Алексей Павлович) (1897-1899 гг.)

Владыка Антоний отозвался восторженным отзывом на «Науку о человеке» Несмелова. В качестве главного положения Несмелова он отмечает ту идею, которая появляется в его собственной работе. Митрополит Антоний выражает эту идею так: «Бытие безусловное не есть вывод из наблюдений над душевной жизнью человека: оно прямо дано в ней — сознании ее свободы, ее нравственной ценности, — ибо этих свойств нигде нет в мире эмпирическом — они ему совершенно противоположны. Безусловное бытие отразилось, точнее — обнаружилось в самосознающей человеческой личности, непосредственно сознающей себя чуждой миру животному».

Несомненно, самостоятельные идеи Несмелова оказались тут настолько созвучны положениям диссертации митрополита Антония, что общение двух философов не могло не способствовать решению Несмелова опубликовать свой труд и защищать его в качестве докторской диссертации.

Помимо идейного влияния митрополита Антония на Несмелова, следует отметить и его влияние на учащихся. Важным событием для развития философии в Казанской духовной академии стало открытие Студенческого философского общества. Инициатором его появления стал именно владыка Антоний. Первый доклад был прочитан 17 декабря 1899 г. Членами и наставниками общества стали преподаватели академии В.И. Несмелов, А.К. Волков, А.Ф. Гусев, А.Н. Потехин, В.А. Никольский.

В докладах членов общества преобладает тематика, связанная с проблематикой трудов митрополита Антония. Это, в первую очередь, критика религиозно-философского учения Л.Н. Толстого, теория искупления, вопрос о смысле жизни.

Таким образом, можно утверждать, что пребывание митрополита Антония оказало влияние не просто на функционирование КазДА в целом, но в плане положительной динамики — именно на развитие философской школы в КазДА.

Теги:
Митрополит Антоний (Храповицкий)
Архипастыри Казанские
Казанская духовная академия
духовное образование

Все публикации