Сегодня на Литургии мы слышали хорошо знакомую притчу о блудном сыне, которая читается за две недели до Великого поста. Это утешительная притча. Многим она дарит надежду, потому что мы все так или иначе являемся блудными сыновьями и дочерями Отца своего Небесного. Мы сейчас находимся в храме — это значит, что мы вернулись домой, как и младший сын, о котором рассказывается в притче. И многие по своему опыту знают, что Бог любит нас и прощает нам наши прегрешения.
В притче о блудном сыне есть еще один интересный персонаж — старший сын. Можно сказать, что эта притча даже больше о нем, чем о младшем сыне. Кому рассказывал эту притчу Христос? В первую очередь фарисеям: образ старшего сына наглядно демонстрирует недостатки их идеологии. А какие у них недостатки, если они соблюдают все законы и заповеди? Фарисеи производят положительное впечатление, как и старший сын, который слушается отца и посещает храм. Но это впечатление обманчиво: старший сын не такой хороший, каким кажется.
Когда отец устроил пир в честь возвращения младшего сына, то старший на пир не пришел. Он был очень раздражен и возмущен. Заметно, что он всегда завидовал младшему брату — завидовал его гулянкам и пирушкам. Он с укором сказал отцу: «Ты даже мне козленка не дал, чтобы мне повеселиться с друзьями моими». О чем это говорит? О том, что он не прочь был повеселиться с друзьями и не прочь был покинуть отчий дом. Этого он не сделал только потому, что боялся лишиться наследства.
Великий пост: почему вечером поется псалом изгнания и каков смысл Недели о блудном сыне
Старший сын все соблюдал не потому, что это ему нравилось, а потому, что надеялся получить отцовское имущество. Но парадокс этой ситуации в том, что оно именно ему и принадлежало — с того момента, когда отец разделил имущество по настоянию младшего сына. Помните, что там написано? «Отец разделил им имение». По законам того времени, если у человека было два сына, то старшему отходила вся земля и две трети имущества, а младшему — только одна треть имущества. То есть старшему сыну принадлежало почти все.
Отец, реагируя на его возмущение, сказал: «Это же все и так твое. Ты всегда со мной, и все мое — твое». Помните эти слова? «Все мое — твое». Но старший сын никогда не считал дом отца своим. Он вел себя не как сын, а как наемник.
«Все мое — твое», — говорит Бог и нам с вами. В Первом послании к Коринфянам есть такие слова: «Все ваше — или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее — все ваше, вы же Христовы, а Христос — Божий». То есть Господь говорит нам: «Все мое — твое». Но не ведем ли мы себя подобно старшему сыну? Может, мы тоже посещаем храм и соблюдаем заповеди не по своему желанию, а потому что боимся Бога, как старший сын боялся отца? Может, мы думаем: «Бог может наказать за грехи, и мы в ад попадем». То есть мы не грешим только потому, что боимся. И в глубине души, возможно, завидуем неверующим. «Они себе все могут позволить, и если бы не Бог, то я бы тоже так грешил», — думают некоторые.
Бояться Бога — это, конечно, хорошо. Не зря говорится: «Страх Господень — начало мудрости». Но все-таки это не совсем то, к чему мы должны стремиться. Это только начало, и надо идти дальше. Жил такой старец-монах, у которого была сильная вера. Он настолько просто и по-детски верил, что разговаривал с Богом, как мы друг с другом. Как-то к старцу пришел человек, которого долго мучил один вопрос, и между ними произошел интересный диалог.
— Отче, когда ты будешь разговаривать с Богом, не мог бы ты кое-что спросить у Него?
— Мог бы. А что спросить?
— Я в молодости страшный грех совершил…
— Понял, а что спросить-то?
— Спроси у Бога, какой грех я совершил.
— Какой грех ты совершил? Ладно, спрошу.
Через некоторое время этот человек снова приходит к старцу и говорит:
— Отче, ты не забыл о моей просьбе?
— Нет, не забыл.
— Спросил?
— Да, спросил.
— И что Бог ответил?
— Он сказал, что забыл о твоем грехе.
— Забыл?!
— Да, забыл. А почему ты удивляешься? Ты каялся в этом грехе?
— Каялся.
— Вот Бог и забыл о твоем грехе и никогда больше его не вспомнит.
Помните слова Бога из Ветхого Завета? «Если будут ваши грехи багряные, как снег убелю». То есть если ваша душа покроется грехами как язвами, то исцелю ее. Но некоторые люди мучаются от грехов, которых нет. Некоторые мучаются от грехов, о которых Бог уже забыл. Мы не до конца доверяем Ему, поэтому не можем принять дар Божьего прощения. Так же, как и старший сын, которому отец говорит: «Все мое — твое».
Христос говорит: «Я распялся за тебя». Он распялся не за всех вообще, а за каждого в отдельности. Христос взял все наши грехи полностью, начиная детскими капризами и заканчивая последним вздохом. Он все на Себя взял. Феофан Затворник говорил: «Только ты встань под сень Христа». Это значит: под защиту Христа. В Ветхом Завете сказано:«Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям согрешения их». Так и написано: «не вменяя людям согрешения их». То есть Бог дает нам все. Так давайте всем этим пользоваться. Давайте жить святой и праведной жизнью, служа Богу с радостью и ликованием. Давайте перестанем жить как нищие, ведь мы на самом деле богатые, потому что с нами Бог.