Спасение — в Православии

5736
Фото

Кто-то заметит: «А не слишком ли громкое и безапелляционное название — «Спасение в Православии»? А почему бы и нет!

Нынче модно ругать Православную Церковь и всех, кто носит нательные кресты не ради украшения или магической защиты. Модно поносить Православие, мотивируя это свободой совести, а когда православные говорят хоть слово в защиту своей веры— то, в буквальном и переносном смысле, заставлять их молчать, парадоксально мотивируя это всё той же «праведной» борьбой за «свободу совести». А ещё очень часто можно услышать, как люди, не имеющие отношения к Православной Церкви, пламенно объясняют, как нужно православным жить и вести себя по-православному и, особенно, — как священникам быть священниками.

И всё-таки спасение в Православии! Безбожнику это объяснять — весьма не просто. А вот, тому, кто тянется к вере — пожалуй, что можно…

Итак, да, люди, крещённые в Православии, бывают и очень испорченными, и, случается, совершают чудовищные поступки. Но само вероучение Церкви здесь ведь не при чём. Иначе, как объяснить тот факт, что ещё апостолу Павлу в своих посланиях приходилось укорять некоторых первых христиан в греховности и беззакониях — говорит ли это о том, что учение, которое проповедовал апостол, с самого начала уже было ложным? Или тот факт, что Иуда стал предателем, будучи в числе ближайших учеников Христа, говорит ли о ложности учения Христова? Нет, разумеется. Православное вероучение — это дорога, которая не виновата в том, что кто-то с неё сворачивает. История Церкви обширна, и нет сейчас смысла доказывать на её основе истинность Православия — это всё в свободном доступе для изучения.

Но, кроме того, если посмотреть на разного рода неустроенности, сложности и противоречия в жизни православного общества с точки зрения личного спасения каждого человека, с точки зрения Божиего промысла о людях — что мы увидим?

Бог хочет, чтобы все спаслись, и делает всё для этого, но с ведь нашей стороны тоже необходимы серьёзные встречные усилия. Апостол Павел чётко пишет о том, кто такте христиане: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 24). И ведь это не просто, и значит, к тому же, что недостаточно только веровать — нужно серьёзно над собой трудиться. А для этого-то как раз возможностей в Православной Церкви предостаточно!

Христос говорит: «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим…» (Мф. 11, 29). Где ещё этому можно научиться, если не в Православии? Самое элементарное: нерадивый священник, не в меру строгая бабушка, слишком ревностно охраняющая подсвечник — не смирению ли они учат? И урок это сложный — попробуй-ка искренне простить людям их немощи, попробуй-ка поступить по слову Спасителя, учащего о правильном (и при этом опять же смиренном) отношении к нерадивому священству так: «Всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф. 23, 3), а ещё попробуй-ка сказать вслед за апостолом: «Я, а не кто-то другой, первый из грешников» (См. послание к Тимофею, глава 1, стих 15). Этому и многому другому учит Православие своими богослужениями, которые не сразу открываются человеку в полной мере, своей повседневной внебогослужебной жизнью, и даже тем, что прихожане и духовенство Церкви не ангелы, а люди, которых принять не так-то просто — всё здесь устроено Богом для воспитания человека, для того, чтобы он мог вступить в реальную схватку со своими страстями, чтобы он научился сосредоточиваться на молитве, отбросив в сторону все внешние обстоятельства. Смирение, терпение, прощение, любовь, молитва, духовная борьба… — всему этому учит Православие.

Но это тяжело. И, конечно, гораздо проще пойти к сектантам — там часто так запросто царит дух общинности и вроде бы взаимной любви! Но что мы ищем в Церкви? Покоя и мира в сердце, в душе... Но вот Христос говорит, что только через обретение смирения и кротости обретается настоящий покой и мир. А это уже призыв к подвигу. Да и что за любовь без подвига? Так, страсть обыкновенная. Ведь и Господь говорит любить всех, а не только тех, с кем удобно и приятно жить.

Да, если хочется прийти к людям, а не к Богу, к короткой спокойной жизни в этом мире, а не к Вечности, то в Православии делать нечего. Это фронт духовной борьбы, и православным быть сложно — для этого нужно мужество. Но, одновременно, не говорит ли это о том, что именно здесь уже столько веков скрыто нечто настолько важное, ради чего князь мира сего воюет с Православной Церковью и православными христианами с таким завидным упорством, видя именно в них самых настоящих для себя врагов? Ведь история Православной Церкви — это история борьбы с силами, пытающимися Её разрушить снаружи, и изнутри; путём прямых репрессий и антицерковной пропаганды; всё новыми методами развращения сердец самих членов Церкви и изобретением всё новых мирских преград для желающих вступить в Неё. Стоило ли духам злобы затевать такую масштабную борьбу с Церковью, которая не являлась бы для них серьёзным противником?!

Что же за сокровище скрыто в Православной Церкви? Как его увидеть? Может быть, это получится, если взять однажды и начать приходить в храм только ради встречи с Богом, не оценивая благочестия других людей (оставив это всё Тому же Богу), и, отбросив свои личные представления о духовности, довериться духовному опыту, успешно пережившему тысячелетия, каждая сгоревшая секунда которых так опрометчиво гордилась своей мудростью и исступленно считала себя вечностью. Если начать приходить в храм только ради Бога — может быть, тогда постепенно станет ясно, о каком Сокровище идёт речь, и почему спасение в Православии.

Новости по теме

«Господь может спасти нас из самой бездны, лишь бы только мы не перестали просить Его об этом»
Публикации 25 августа 2024
«Господь может спасти нас из самой бездны, лишь бы только мы не перестали просить Его об этом»

В то время, как Он молился, лодка с апостолами оказалась в эпицентре страшной бури. Господь видя, что ученики в опасности, пошел к ним по воде, как по суши. Ученики, увидев Его, идущего по бушующим волнам среди разъяренного ветра, подумали, что это призрак и закричали.

О смысле Успенского поста
Публикации 23 августа 2024
О смысле Успенского поста

Успенский пост короток — всего две недели, но по строгости своей напоминает пост Великий. Почему такая строгость? И в чем смысл этого особого периода в жизни православных христиан?

Богородичный пост
Публикации 15 августа 2024
Богородичный пост

Успенский пост – один из четырёх многодневных постов Православной Церкви, и самый короткий из них (всего две недели!), и предваряет он самый последний праздник церковного календаря – Успение Пресвятой Богородицы.

Что нужно знать православному паломнику
Публикации 8 августа 2024
Что нужно знать православному паломнику

Паломничества по святым местам, монашеским обителям и храмам прочно вошли в жизнь православных христиан с древнейших времён. И связана эта традиция, безусловно, с благим намерением прикоснуться к истории Церкви...