Золото Церкви

2604
Фото

— А Вы, отче, видели вчера, как на каком-то форуме одного значительного батюшку рядовые граждане спросили про золото Церкви? — поинтересовался отец иеромонах с учёной степенью.

— Нет, не видел. Но читал. Хотя... Это про какое?

— Да вот всё про то же: почему у греков убранство храмов такое скромное, а нас всё — в золоте?

— И что?

— А он улыбнулся. Дескать, видимо, у них золота мало...

— А у нас много! И — кулаком по столешнице! Во утверждение словесе. Не видел. Но бегло просмотрел отчёт. Случайно.

— Однако в вопросе нет никакой случайности. С древних времён люди балансируют между невидимым Богом и золотым тельцом. Между духовным и материальным. Между небом и землёй.

— Но Вы же, как философ, понимаете, что сего не избежать. Ведь человек состоит из тела и души.

— А ещё духа — не забывайте! Евреи же, вот, выбрали путь ближе к земле, они и преуспевают в земном.

— И сие верно. Но верно и ещё кое-что. Помните анекдот: «Почему нас, евреев, все считают богатыми?» — «А потому что мы расплачиваемся за всё».

— За какое «всё»?

— Ну, сие как в другом советском анекдоте: «На перекрёстке столкнулись «скорая», пожарная машина, милицейская и военная? Кто виноват?» — «Конечно, евреи!»

— А если серьёзно?

— Господь отодвинул евреев от Христа, чтобы открыть к Нему доступ язычникам. И, по слову апостола Павла, так и простоят евреи в сторонке, пока не войдёт в общение с Богом неведомое нам «полное число язычников». А взамен Бог дал евреям успех во всех земных деланиях, ведь они всё же остались богоизбранным народом со всеми внутренними дарованиями.

— Стоп, отче Владимире! А в нашем случае нельзя ли предположить, что Бог дал грекам больше духовного, а нам — больше земного?

— Вряд ли. Греки, как мне видится, значительно ближе к земному, раз Элладская Церковь находится на государственном обеспечении. Я бы даже дерзнул предположить обратное: обилие золота в нашей Церкви в какой-то степени — но не в полном соответствии! — выражает некоторый духовный успех.

— Простите, честный отче, и благословите несколько усомниться. В чём Вы конкретно усматриваете успех? И есть ли у Вас хотя бы одно свидетельство из Священного Писания или из Отцов?

— Сомнения Ваши принимаю и готов с Вами согласиться. Впрочем, Вы прекрасно знаете Откровение Иоанна Богослова, сиречь Апокалипсис. И вот там Господь обращается к Лаодикийской Церкви: ты говоришь — я богат, разбогател и ни в чём не нуждаюсь, между тем как ты слеп, нищ и наг, и так далее. И далее предлагает-то что? Возьми у Меня золото, очищенное огнём. Неужели речь идёт о золотой валюте?

— Но, с другой стороны, отец Владимир, золото оно и есть золото.

— Верно. Но когда в конце Апокалипсиса нам представляют улицы из золота, чистого, как стекло, неужели истинный философ примет сие буквально? И почему Бог предлагает не просто золото, а именно очищенное огнём?

— Да, конечно, здесь речь идёт о чисто духовном свойстве. Думаю, отче, Вы не оскорбитесь, если из моих недостойных уст выйдет сообщение о том, что в Библии и у Отцов слово «огонь» часто сопрягается со словом «испытание». Как повествуется: «Проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой». Тогда получается, что золото — это духовная награда для тех, кто прошёл некий экзаменационный тест...

— Слово Ваше приемлю и нимало не сомневаюсь.

— Но тогда, отче, могу ли я, как философ, низвести очи несколько долу и допустить, что золото внешнее — в убранстве храмов и в прочем — дадено нашей Русской Церкви как зримый отблеск духовной награды, коей наша Церковь удостоена, как прошедшая «сквозе огнь и воду» большевицкого экзамена? Заметьте — токмо отблеск награды, а не сама награда, каковой мы зреть не возмогаем по немощи телесного зрения.

— Полагаю, отец философ, Вы близки к истине или даже стоите в ней. Что же касаемо нашего мужского монастыря, то мы имеем прямую заповедь от Патриарха Адриана, он же определил, что Раифа роскошью своей позолоты и общей красы должна привлекать ко Христу язычников. А поскольку язычников сегодня ещё больше — за счёт христиан, которые везде ищут магию, — то заповедь Патриарха остаётся для нас законом на все оставшиеся времена.

— Аминь!

Новости по теме

«Христианином может стать только тот, кто видел христианина». Светлой памяти архиепископа Михея (Хархарова)
Публикации 22 октября 2023
«Христианином может стать только тот, кто видел христианина». Светлой памяти архиепископа Михея (Хархарова)

Светлой памяти архиепископа Михея (Хархарова). О приснопамятном архипастыре рассказывает клирик Казанской епархии иеромонах Кирилл (Корытко)

Записки семинариста
Публикации 4 июля 2023
Записки семинариста

Своими размышлениями о жизни в Казанской семинарии, об обучении в стенах духовной школы и смысле получаемого опыта делятся выпускники семинарии Александр Алексеев и Павел Силайчев.

Светлой памяти непревзойдённого учителя
Публикации 3 июля 2023
Светлой памяти непревзойдённого учителя

3 июля 2023 года исполнилось 11 лет со дня кончины казанского историка, преподавателя Казанской духовной семинарии, руководителя отдела Казанской епархии по канонизации святых Евгения Васильевича Липакова (1959—2012).

Человек мира Михаил Девятаев
Публикации 9 мая 2023
Человек мира Михаил Девятаев

О семейных воспоминаниях и судьбе легендарного советского лётчика-истребителя Михаила Девятаева – беседа с казанским экскурсоводом, членом Фонда памяти Михаила Девятаева, внучкой героя Великой Отечественной войны Ириной Девятаевой.