Митрополит Феофан: Педагог должен не только учить детей, но и воспитывать в них нравственность своим личным примером

4630
Фото

2 сентября 2016 года гостем программы «Главные новости» на региональном телеканале «Эфир-24» стал митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Беседовала с главой Татарстанской митрополии ведущая Ирина Субеева.

Ведущая: Какую роль играет школа в нравственном воспитании детей и как в семье должны поддерживать стремление к знаниям?

Это «Главные новости», с вами Ирина Субеева. Сегодня на мои вопросы отвечает митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Здравствуйте!

Митрополит Феофан: Добрый день!

Ведущая: 1 сентября, наверное, праздник для всех нас очень волнительный и трогательный. Лично для Вас этот праздник что означает?

Митрополит Феофан: Для меня это праздник возвращения в детство, потому что всегда вспоминаешь, как пошёл ты в первый класс, как пробегали школьные годы. Но для меня это праздник и как для педагога, ведь я ректор Казанской семинарии.

Праздник этот в некоторой степени с напряженным чувством — думаю, что у первоклассников особенно. С одной стороны, «прощай, детский сад», в первом классе с детством прощаешься. С другой стороны, в школу идут с большими надеждами, очевидно, и с устремленностью: скорей бы одиннадцатый класс. Много различных аспектов.

Ведущая: Крылатое выражение «знание — сила» насколько актуально сегодня? Какую сегодня окраску приобретает?

Митрополит Феофан: Знания — сила, конечно. Но, вспомните, что во времена Советского Союза распространилась эта крылатая фраза. А раньше знания просто были неким кладезем, жизненным багажом каждого человека. Если эта сила знания для того, чтобы стать дубиной — оно опасно. Но если эти знания, приобретенные в школе, в вузе способствуют созиданию, развитию и общества, и личности — это очень хорошо.

Где-то журналисты задали мне вопрос, как сочетаются знание и вера. Только невежда может отрицать значение знания. Знания и вера — это не противоположности, они должны находиться в гармонии…

Ведущая: 1 сентября в Казани за парты впервые сели почти 14 тысяч первоклашек. На Ваш взгляд, какая роль отводится семье в подготовке ребёнка к школе?

Митрополит Феофан: Думаю, что роль большая отводится. Но самая главная подготовка не в приобретении школьной формы, красивой одежды, экипировки, ранца и всего прочего. Готовя ребенка к школе, в семье в первую очередь нужно разъяснить ему, что его жизнь становится не такой, как раньше, что это первая ступенька во взрослую жизнь. Ребенку иногда бывает трудно адаптироваться в первые дни и, может быть, даже месяцы. Надо готовить ребенка к этому, ведь предстоят и нагрузки повышенные, и оторванность от привычной среды, от семьи. Будет много неизвестного, с чем он встретится — это и опасности, которые могут ожидать первоклашку, к сожалению, в наших школах. Если в детском саду дети в какой-то степени были едины, хотя бы в плане возраста, то в школе они сталкиваются с совершенно другими личностями, начиная с одноклассников и старше. И на родителях лежит ответственность готовить детей к этому. Как-то на это мало обращают внимания и бывает, что ребенок попадает в не очень хорошую ситуацию. Поэтому подготовка должна быть разноплановой.

Ведущая: Главное, наверное, не перегнуть палку, соблюсти некую золотую середину...

Митрополит Феофан: Конечно же, во всем должна быть разумность и знание меры.

Ведущая: Как Вы считаете, родители должны делать уроки вместе со своим ребенком?

Митрополит Феофан: Думаю, что должны. Настолько обширная программа сейчас, что ребёнок не в состоянии бывает часто впитать, понять и переварить всю ту информацию, которая даётся в школе. И нередко бывает, что ребёнок начинает теряться. У него появляется, с одной стороны, некоторый испуг, с другой — отвращение может появиться к школе, к урокам. Поэтому родители очень тактично, терпеливо должны взять на себя труд, в том числе, и учителя.

Ведущая: То есть, они должны увидеть этот момент и постараться его предотвратить?

Митрополит Феофан: Обязательно. Придёт ребенок из школы — с ним нужно побеседовать: «Как у тебя дела? Что у вас спрашивали, расскажи мне. А домой что-нибудь задали? Ты понимаешь, о чём говорила учительница?» Ребёнок больше откроется родителям, это очень важно.

Ведущая: А что ещё должны делать родители вместе с детьми?

Митрополит Феофан: Задача родителей — не только произвести на свет, но и воспитывать. Образование — это, с христианской точки зрения, создание образа Божьего в человеке. Воспитывать его нравственно, воспитывать своим примером, воспитывать и развивать интеллектуально. Очень важно показывать, что такое хорошо и что такое плохо. И, конечно, нужно помнить родителям: самый лучший воспитатель и самая лучшая метода — личный пример.

Ведущая: Примерно к этому и призывают учителя. Они говорят, что родители занимаются воспитанием своих детей и делают упор на то, что в школах, в первую очередь, всё-таки дают знания. Как Вы считаете?

Митрополит Феофан: Совершенно не согласен! Именно последние 25 лет в России прививали эту идею: в школе дают сумму знаний, всё остальное — это не наше. Никогда так не было в российской школе — ни до революции 1917 года, ни во времена Советского Союза. А почему-то после 1991 года решили вдруг некие новые стандарты ввести.

Радует, что сейчас в обществе, в педагогической среде возникает дискуссия об этом. Педагог — это не только учитель, который даёт знания. На первом месте, пожалуй, — внутреннее образование и нравственное тоже, своим личным примером. Не знаю, как Вы, а когда мы учились, мы даже думали, что учитель никаких потребностей физиологических не имеет, что это человек, который ближе к небожителям.

Ведущая: Да, в деревне очень уважали учителя, мне папа рассказывал.

Митрополит Феофан: Такое отношение было к учителям. Вообще, учитель — это ни в коем случае не только и не столько профессия, им должно быть по призванию. Учитель должен быть всем и вся: и знания давать ученикам, и нравственный пример, этический, эстетический… Всё должно сочетаться в учителе.

Курс «Основы православной культуры» и его воспитательное значение

Ведущая: О новостях последних дней. Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко, проводивший экспертизу проекта примерной основной образовательной программы по курсу «Основы православной культуры», рассказал журналистам, что предмет ОПК в российских школах введен не будет. Как Вы это оцениваете?

Митрополит Феофан: Внесу коррективы. Речь идет не только об «Основах православной культуры», а об «Основах традиционных религиозных культур», то есть преподавании основ Православия, ислама, иудаизма и буддизма. Не надо всё время только на Православие…

Ведущая: Это то, что в лентах новостных.

Митрополит Феофан: И новостные ленты ошибаются. Во-вторых, много берет на себя Реморенко. Не в его только полномочиях сделать такое заключение и поставить точку. В-третьих, «Основы традиционных религиозных знаний» введены уже в четвёртом классе. Речь шла о сквозном преподавании. Поэтому давайте не будем торопиться и посоветуем ректорам, даже Московского педагогического вуза, не делать поспешные заключения. Поживем — увидим.

Начало учебного года в Казанской духовной семинарии отметили праздничным богослужением

Ведущая: 1 сентября Вы, владыка, совершили Божественную литургию в храме праведного Иоанна Кронштадтского Казанской духовной семинарии. Как там начался новый учебный год?

Слово митрополита Феофана на начало учебного года после Литургии в домовом храме Казанской духовной семинарии

Митрополит Феофан: Это духовная семинария, мы готовим пастырей, и начали с того, с чего должны начать — с обращения к Богу, с совершения Литургии. Все преподаватели, которые имеют священный сан, служили вместе со мной. Студенты пели или помогали за богослужением, а профессорско-преподавательский состав — молился. После молитвы на начало нового учебного года я окропил святой водой всех без исключения — и учащих, и учащихся. Какое-то обращение было моё к профессорско-преподавательскому составу и к учащимся.

В дороге [на эту службу] я слушал передачу Владимира Соловьева на «Вести ФМ». Он сообщил, что проводились исследования в разных частях света ведущими университетами. Что-то не то в мире происходит: уровень насилия возрастает в самых развитых странах, противоречия социального и иного характера — то, что мы видим в Сирии. А затем эта волна перебрасывается в просвещенный старый мир западный. И там приводились примеры. По словам ведущего, одни ученые говорят даже о биологическом влиянии, что воздух не тот и экология не та, потому человечество и «взбунтовалось»...

И я подумал: стоп, что-то неправильно. Никто не заговорил, что нарушен баланс между небом и землёй… Солнечная система движется по строго заданному маршруту. Но Бог дал не только физические законы, но и нравственные, которые человечество нарушает, к великому сожалению. Сам человек наносит себе вред… Если мы постоянно будем ходить на красный свет, нас когда-нибудь собьёт машина. Когда человечество нарушает нормы, которые даны Богом через природные явления, через физиологию человеческую, это приводит к тому, к чему мы приходим. Это очень важный аспект.

Так вот, я на этих размышлениях построил своё обращение к учащим и к учащимся. В семинарии очень важны знания: языки, философия, история, литература, богословие — всё важно очень. Но не надо забывать, к чему готовится семинарист, будущий пастырь. Его главная задача — понять, как донести до людей этот баланс между Богом и человеком, между небом и землёй. Это очень важный вопрос.

Беслан. Митрополит Феофан

Ведущая: Вот уже 12 лет в России мы вспоминаем события, которые произошли в Беслане 1 сентября. Так получилось, что Вы, владыка, в это время являлись епископом Ставропольской и Владикавказской епархии. И получилось так, что Вы принимали участие в тех страшных событиях. Как Вы изменились после 1 сентября 2004 года?

Митрополит Феофан: Я на эту тему очень много говорил, и, кстати, это имеет отношение к тому, о чём я говорил выше сейчас.

Ведущая: Да! В продолжение нашего с Вами разговора о злых поступках.

Митрополит Феофан: главное чудо я видел в Беслане

Митрополит Феофан: В продолжение буквально, потому что вот, к чему приводит ложное понимание религиозных ценностей. В чём опасность террористов? Даже бандиты всё равно боятся тюрьмы, боятся смерти, боятся наказания. Террорист не боится смерти, потому что у него ложное понимание ценностей религиозных. Он готов умирать, потому что считает, что войдёт в рай.

И я никогда, конечно же, не забуду — я всегда об этом говорил и говорю — что моя жизнь разделилась на «до Беслана» и «после Беслана».

Ведущая: А как Вы оказались в той школе? Как так получилось?

Митрополит Феофан: 1 сентября празднуется День Республики Кабардино-Балкария. Мы закладывали камень вновь строящегося собора в Нальчике. Президентом Кабардино-Балкарии был тогда очень хороший человек Валерий Мухамедович Коков. Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе — Владимир Анатольевич Яковлев. Губернаторы, такая элита — все были там. И вдруг вот это сообщение. Не задумываясь, я сказал, что поеду. Полпреду и другим надо было согласовывать: ехать или не ехать. Мне не надо было согласовывать, я сел в автомобиль и поехал.

Когда я подъезжал — мою машину пропустили, потому что знали её — я увидел нечто страшное. Огромные толпы бежали к этой школе под стон и плач, кто с берданкой, кто с автоматом, кто с ППШ. Военные, техника, неразбериха... Я был там буквально, может быть, минут через 40. Естественно, я сразу пошёл в штаб… На протяжении 52-х часов я каждые два часа — это не самопиар, это то, что было — выходил к народу, чтобы не случилось кровавого месива. Хотя крови много пролилось, особенно детской. И я ходил, успокаивал огромное количество людей, каждые два часа.

Но затем случилось то, что случилось: взрывы, а перед этим — расстрел практически всех мужчин, выбрасывание их через окно. И я уже, ни на кого не глядя, сразу же бросился в школу. То, что я увидел, не надо больше никому видеть! Это горящие, истерзанные тела, это ад стрельбы со всех сторон — вот, что там было. Я тоже начал выносить детей из школы.

Иногда спрашивают, боялся ли я. Никакого страха не было, задача была у всех общая: спасти всех, кого ещё можно спасти. Но это был ад!

Я часто говорю: опомнитесь! Мать, близкие, посмотрите: если твой сын или кто-то из близких начинает уклоняться в какие-то непонятные сообщества, которые могут привести его к террористам, — умоли, запрети, сделай всё, чтобы этого не случилось. Потому что в противном случае — беда.

После в Беслане было такое страшное явление как похороны. Я часто об этом говорю: было такое впечатление, что хоронили саму жизнь. Десятки тысяч людей, плач, стоны от бессилия, что с негодяями ничего не могли сделать, чтобы спасти, в первую очередь, детей. Вот так это было.

Ведущая: На Ваш взгляд, какие-то выводы были сделаны? Правильные выводы удалось сделать после этой трагедии в нашем обществе? Оно как-то поменялось?

Митрополит Феофан: Тяжелый вопрос. Конечно же, выводы должны были сделать, и сделали и власть имущие, и те, кто обязан в первую очередь предотвращать [теракты]. Но выводы должны сделать и религиозные деятели, и общественность в целом.

Опять вернемся к вопросу о преподавании «Основ традиционных религиозных ценностей». Надо или не надо, и если надо, то зачем этот предмет? Вот это «не надо», вот это невежество религиозное привело к такой страшной трагедии. Ведь они [террористы] на религиозной основе совершали это ужаснейшее злодеяние! Мы же хотим, чтобы не в подвалах или на каких-то тайных сборищах люди учились религиозным ценностям, а открыто, при всём народе, чтобы люди знали, чтобы эту наживку псевдорелигиозную не распространяли. Это тоже ответ.

И обществу надо задумываться: а что же мы? Почему возможным это стало? Ведь этих террористов рожали матери, у них были братья, сестры, но они пошли на такое жуткое преступление. Где, в какой момент дорожка из прямой сделалась такой зигзагообразной, приведшей к искривлению в сердце, в душе?

Выводы, я думаю, общество делало и делает, но их недостаточно. Мы видим, что происходит в Сирии. К великому сожалению, из нашей страны, из России, идут туда [в ДАИШ] добровольцы. Поэтому над этой темой мы должны работать, работать и работать и не делиться на наших и не наших, на верующих и неверующих. Это общая задача и властей, и религиозных деятелей, и общественности — в том числе, когда мы говорим о законах.

Ведущая: Владыка, 1 сентября — это немножко еще и грустный день, потому что позади лето и впереди длинные, холодные дни. Посоветуйте, как сохранить тепло в душе в такую погоду?

Митрополит Феофан: Тепло в душе как сохранять? А всё очень просто. Всегда надо помнить, что у природы нет плохой погоды — это первое. А во-вторых, не будет холода в душе, когда будешь тепло относиться к другим. Твоё тепло даст хороший импульс тому, к кому ты обращаешься. Согрей своим добрым словом, добрым делом своего собеседника, друга, сына, дочку. И так всем будет комфортно.

Ведущая: Спасибо огромное, что нашли время и приняли участие в нашей программе. У нас в гостях был митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Это «Главные новости», с вами была Ирина Субеева. Всего доброго, до свиданья!

Новости по теме

Учащиеся воскресных школ города Казани посетили дом священномученика Иоасафа Чистопольского
Учащиеся воскресных школ города Казани посетили дом священномученика Иоасафа Чистопольского

1 декабря, в канун дня памяти священномученика Иоасафа, епископа Чистопольского, воспитанники воскресных школ первого благочинического округа города Казани посетили дом, где святитель провел последние дни своей жизни.

Священнослужитель Казанской епархии принял участие в XXII Алма-Атинских православных образовательных чтениях Священнослужитель Казанской епархии принял участие в XXII Алма-Атинских православных образовательных чтениях

22 ноября в Алма-Ате в тронном зале Духовно-культурного и административного центра Казахстанского Митрополичьего округа имени митрополита Иосифа (Чернова) состоялись XXII Алма-Атинские православные образовательные чтения.

В Альметьевской епархии состоялось пленарное заседание Епархиальных Рождественских образовательных чтений
В Альметьевской епархии состоялось пленарное заседание Епархиальных Рождественских образовательных чтений

22 ноября 2024 года в Молодёжном центре Альметьевска прошло пленарное заседание XIII Рождественских образовательных чтений на тему «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений».

Основные этапы развития Казанской духовной семинарии в 2023—2024 учебном году
Публикации 21 ноября 2024
Основные этапы развития Казанской духовной семинарии в 2023—2024 учебном году

21 ноября 2024 года в Казанской духовной семинарии состоялся Актовый день. На торжественном мероприятии ректор КазПДС иерей Никита Кузнецов представил отчёт о деятельности семинарии за 2023—2024 учебный год.