Выхожу в сад. Сентябрь разукрасил все деревья, кусты в золото и, как принято говорить у поэтов, «в пурпур». Под ногами разостлалась пожухшая трава. Стая птиц с шумом перелетела на новое место. Невольно вспоминались слова царя Давида из Псалтири: «…ничтожны годы людские; быстро увянет жизнь, подобно траве: утром она расцветёт и скоро поникнет, к вечеру осыплется цвет её, пожелтеет она и засохнет» (Пс. 89:6).
И в моей жизни наступила пора осени, пора осмысления прожитого. Вспоминая прошлое, есть о чём задуматься, чему порадоваться, о чём пожалеть, о чём содрогнуться, что пожелать.
Недавно прочитала историю о том, как бездетные муж и жена, пожившие в своё удовольствие, пришли в сиротский дом, чтобы усыновить ребёнка. Во время беседы с мальчиком, который им понравился, они рассказали ему, что у него будет большой дом, красивая одежда, игрушки, одним словом, всё, что он захочет. Мальчик долго думал, а потом сказал: «Я хочу, чтобы вы меня любили…»
Не только дети, все хотим быть любимыми, счастливыми. Любовь Божию при усердии находим, а человеческую отнюдь далеко не всегда. И счастливыми в нашем человеческом понимании просто быть не можем, потому что грешим.
Недавно поехала к близким людям погостить, давно не была у них. Смотрю: обустраивают дом снаружи, изнутри, заботятся об уюте внешнем. Особенно в зале красиво так всё сделано, лепные потолок, стены с нишами для чего-то. Посреди передней стены в нише большой экран нового телевизора. Всё в светлых тонах, глазу приятно. Поворачиваю голову в противоположную сторону, где раньше на полочке святые образа находились — нет ни полочки, ни икон. В глазах неверующей хозяйки изображения Бога, Божией Матери, святых в такой интерьер не вписываются, они перенесены в спальную комнату одного из детей. Конечно, Бог поругаем не бывает. И не Он в нас нуждается, а мы в Нём, в Его помощи.
Посидели, поговорили о разных пустяковых вещах. Заранее была предупреждена, чтобы о Боге и о чём-либо, связанном с Богом, не говорила. Деньги мне предлагали. Хотя и нуждаюсь в них, но не взяла. Не до денег, когда душа плачет. А плакать ей было от чего. На столе торт, чай, блюда разные, а в глазах холод, равнодушие. И весь разговор сводился к нехватке денег, расчётам, проблемам на работе… Не было в общении главного: любви, радости, единомыслия христианского. Они не читают Евангелие, церковную литературу, им не знакомы слова, например, Иоанна Кронштадского: «Люби, с любвовью в сердце к Богу и ближнему всё будешь иметь и не оскудеешь, ибо где любовь, там и Бог; а Бог — всё для нас…»
Уехала от них с печалью на сердце. Господи, помоги им опомниться, обрести любовь к Тебе, людям. Вечный Бог — Он источник радости, блаженства, счастья. Поэтому, кто будет с Богом, у того будет всё. В Нём мы находим крепость, утешение, радость.
Так о чём же жалеем мы, старики?
Жалеем, что мало любили, мало уделяли внимания и ласки всем, кто окружал нас и, в первую очередь, родителям. Наверное, им тоже одиноко было в старости, но как часто мы этого не понимаем, в силу молодости, легкомыслия. Многое осознаём с опозданием, тогда, когда самих это коснётся.
Большие пробелы допустили в воспитании детей, живя неправославно, не зная заповедей Божиих, а потом с горечью пожинаем плоды своих же упущений.
Очень жалеем о том, что жили не по-Божии, не по Законам любви. Тяготясь одиночеством, плачем, горюем: не нарожали детей столько, сколько Бог бы дал. Как-то подруга мне сказала: «Когда подходит к горлу ком, говоришь себе: "Поделом тебе, терпи, старая, детей поубивала, а теперь плохо тебе. Дочек нет? Где твои дочки? Слёзы ручьём бегут. Бегут, да не помогают". Это горе невозможно выплакать».
В утешение говорим себе: «Терпи всё, что Господь даёт по грехам». Часто во всех неприятных случаях жизни вспоминаются потрясающие строки преподобного Серафима Вырицкого из книги «От Меня это было», например: «Думал ли ты когда-либо, что всё, касающееся тебя, касается и Меня? … Я — Бог твой, располагающий обстоятельствами: Всё послано Мною для совершенствования души твоей — от Меня это было». Потому стараешься не роптать, лишь просишь «Помилуй меня, Господи…»
«Вздохни, — как советует тот же отец Иоанн, — если можешь, поплачь о своём безумии, осуди, только непременно себя, никак не ближнего, — и вот от Владыки готово тебе помилование…»
И больно, и горько от того, что позволяли захлестнуть себя, безграмотных духовно, в годы атеизма безбожной волне греха, вседозволенности и не научили детей жить по заповедям Господа.
Когда знакомые женщины жалуются на пьющих детей, отвечаю, что это мы виноваты, родители. С малолетства не приучали детей любить Бога, молиться Ему, исполнять Его Закон. Наши мужья пили и подавали худой пример детям. Да и сейчас, при постигающих нас бедах, при всей нашей «ходьбе» в храм, мало молимся о детях. Как-то одна местная прихожанка сказала: «Лет пять молилась за пьющих сыновей. Бросила, толку нет». Конечно, нет толку при маловерии, лености, разве можно было бросать молитву. Возможно, до конца дней придётся просить Бога, Божию Матерь, но оставлять молитву никак нельзя.
Крест свой нести до конца надо, этим ношением креста, молитвы пьющие дети, родственники, всё-таки, или бросают пить, или держатся на плаву. За долготерпение Господь милость подаёт. Да если ещё молимся за таких с любовью, без ропота и раздражения. На любовь Господь любовью и откликается. Ему только ведомо, кому в какие сроки что подать.
Мне часто приходится встречать в городе одного спившегося мужчину, у него и с психикой не всё в порядке. Мне, изведавшей разные немощи, при виде его всегда приходят мысли: «Мне, грешной, легче, нежели ему. Я-то с Богом, молюсь, Господь помогает. А каково ему без Бога живётся…» Жаль его.
Но особые страдания испытываешь за молодых, детей, родственников, когда они по самолюбию не слушают нас, прошедших суровую школу жизни, и наступают на те же грабли, как мы в молодости, набивают себе шишки…
Непочитание, непослушаение родителям — грех. Господом сказано: «Чти отца и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле… » (Исх. 20:12). Как часто дети спорят с родителями, прекословят им, не слушают советов, говорят: «Отстань», «Не вмешивайся в нашу жизнь», «Не дави на нас» и другое. Конечно, это результат нашего воспитания. Теперь, осознав ошибки молодости, мы стараемся помочь детям, передать положительный опыт. В какой-то мере мы, родители — ангелы-хранители своих детей. Через нас Бог говорит и ними.
Но они считают нас иногда надоедливыми, выжившими из ума. В доме престарелых есть старики. У кого живы дети, а некоторые даже живут в нашем городе. Как говорится: комментарии излишни. Конечно, все мы разные по духовному устроению, по складу ума. Господь наставляет: «Дети, послушайте Меня, отца, и послушайте так, чтобы вам спастись, ибо Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями. Почитающий отца очистится от грехов, и уважающий мать свою — как приобретающий сокровища…» (Сир. 3:1-7).
Даже те дети, которые убеждены, что они искренно и крепко любят своих родителей, часто их не слушают, грубят им, а значит — не почитают, осуждают своих родителей с друзьями и знакомыми. В Ветхом Завете сказано: «Кто злословит отца своего или мать свою, того должно предать смерти» (Исх. 21:17).
Вот и болит душа у нас, родителей, о детях, что они своим непочитанием губят своё здоровье, создают неприятности, проблемы себе по жизни. Как бы они ни относились к нам, всё равно их любим, жалеем.
Мы знаем из Библии много примеров, когда Господь карал оскорбителей отца или матери, об этом следует помнить. Наши невестки, в основном, не любят нас уже за то, что мы им не родные по крови, а ведь они венчанные в браке с нашими сыновьями, потому перед Богом для нас — дочери. Стараешься всячески угождать, но результат всё нерадостный.
Хочется детям напомнить: обилие внутреннего покоя, мир души, добрая молитва, духовная радость, избыток жизненных сил, долголетие, здоровье, разумные дети — вот далеко не полный перечень даров, сходящих свыше, от Отца Небесного, на исполнителей пятой заповеди! Если вдуматься, ведь мы, родители, матери, всю свою жизнь превращаем в служение детям, не требуя от них никакой награды, кроме их собственного счастья.
Помоги нам всем, Господи. Кстати, любовь — это не сентиментальное чувство и не эмоции. Любовь — это чуткое внимание и глубокая забота о другом. Простите нас, дети, что мы не научили вас смирению, кротости и чувству любви даже к нам, родителям.
В заключении интересный пример. «Аисты, обступив отца, у которого от старости вылиняли перья, согревают его своими крыльями и доставляют ему обильную пищу, даже при полёте оказывают сильную поддержку, слегка поддерживая с обеих сторон своими крыльями», — говорил святитель Василий Великий. Итак, даже птицы почитают своих отца и мать.
Слава Богу, не всё в жизни печально. Радует то, что потянулась молодёжь в храмы, к Богу. Значит, есть надежда. С Богом не пропадём. В Его заповедях, простых по содержанию, что-то необыкновенное, живое и тёплое; в них — глубочайшее знание человеческого существа, его болезней и высокого предназначения. Если будем исполнять заповеди, горестям места не будет. Любовь покроет всё.