Людям свойственно прельщаться «великими идеями», бороться за них, полагая свою душу во имя их осуществления, а также роптать на всех, кто в эту идею не верит, не видит, «духовно не дорос, чтобы понять». Такой маленький личный апокалипсис получается: бьёшься, бьёшься — а никто и пальцем двинуть не хочет, чтобы тоже возжелать осуществления «идеала». Таков вопрос и о восстановлении монархии в России, например.
Да много таких вопросов — у большинства духовно думающих, небезразличных людей. На мой взгляд, это одна из ступеней на пути спасения человека, при условии, если он правильно сможет принять происходящее: сменить ропот на терпение и благодарение Господа за всё, что есть. Несмотря на то, что это так далеко от того, что могло бы быть, если бы нам всем хоть на чуточку измениться к лучшему. Но мы ведь не должны смотреть на своих ближних и мечтать, как могло бы быть, если бы они покаялись. Мы должны смотреть на себя и видеть, что сами мы далеки от идеала, поэтому и недостойны его увидеть в своей жизни. Так вот, подобный вопрос об идеализированной православной монархии получил особо широкое распространение сегодня. В связи с этим хотелось бы дать позицию Русской Православной Церкви по данному вопросу.
«Монархия, конечно, это религиозно более высокая форма государственного устройства, чем республика, и многие православные люди надеются на её восстановление», — сказал глава Синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, отвечая на вопрос о возможности восстановления монархии в России. «Однако, — продолжил он, — такая перспектива связана с духовным состоянием общества. Священник процитировал «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в которых сказано, что «изменение властной формы на более религиозно укоренённую без одухотворения самого общества неизбежно выродится в ложь и лицемерие, обессилит эту форму и обесценит её в глазах людей. Однако нельзя вовсе исключить возможность такого духовного возрождения общества, когда религиозно более высокая форма государственного устроения станет естественной». «Народ к монархии должен быть духовно готов. Без этого восстановление монархии может оказаться карикатурным», — подчеркнул представитель Церкви.
Таким образом, нужно быть внимательным не к каким-то внешним формам проявления нашей жизни, будь то государственное устройство или что-то другое, а исключительно к личной духовной жизни, которая есть покаяние. Ибо только через него у человека существует единственная возможность обрести истинное Православное Царство — Царство Христово. И оно не от мира сего, говорит нам Евангелие (Ин. 18:36). Поэтому все свои силы прикладывать нужно для созидания этого Царства внутри своего сердца. И это можно делать в любом месте и при любых внешних условиях. Ибо, если человеку некомфортно «здесь и сейчас», то ему будет некомфортно, куда бы он ни бежал, потому что себя он понесёт за собой. Но «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), нужно только открыть Его в себе через покаяние, омытие от многочисленных грехов. И оно есть — мир, покой и духовная радость. Одним из первых грехов (после грехов смертных), который отрезает нас от Царства в преисподнюю, является, например, столь распространённое осуждение ближних и дальних.
И если когда-нибудь в целом обществе российском сложится внутри сердец наших это Царство, если оно будет бережно храниться и возделываться, то это естественным образом отобразится и на внешней нашей жизни в восстановлении православной монархии. Но без первого этапа — внутреннего его обретения — восстановление монархии станет не просто «карикатурным», а царством антихриста.
Поэтому лишь та проповедь, которая ведёт к личному глубокому покаянию каждого отдельного человека, полезна и для души, и для общества. Её следствие — реальное приближение к Царству. А проповедь о «великих идеях» и общественных преобразованиях зажигает лишь нездоровый интерес к тому, что мы не готовы пока принять, и отвлекает от главного. Ведь вот женщины, которые никогда не были ЗаМужем — никогда ни перед кем не смирялись и жили, как хотели, теперь хотят царя над собою, наивно имея какие-то розовые представления о православной монархии. И вот мужчины, которые в своё время уклонялись от служения в армии, также наивно полагают, что православный царь привёл бы страну в порядок. Конечно, это не серьёзно.
Вот если мы вырастим таких детей, которые будут жить с Богом и только Богом… Если маленькие девочки вырастут и станут настоящими заботливыми матерями для своих детей и жёнами, чтущими своих мужей. Если маленькие мальчики вырастут настоящими, любящими мужчинами, способными стоять на духовной и внешней защите своей семьи и православного Отечества и исполнять то, чего требует долг, а не собственные желания. Тогда это станет почвой для прорастания монархии. Да и способны ли мы учить этому, сами не умея сего?..
И мы должны учиться чтить не только отца и мать, но и всякую власть над нами, поставленную Богом. То есть ту власть, которая сейчас есть над нами, а не когда-то будет. Она никогда не будет лучше, если мы не станем достойными лучшего. Ведь даже избранный народ израильский Господь сорок лет водил по пустыне, пока не умерло поколение людей, живших в египетском рабстве. Даже пророк Моисей остался вне земли обетованной. Это Бог их так наказал за неверие Ему? Нет. Это показатель того, что они и не могли обрести землю обетованную, потому что были причастниками другой жизни. Может быть и нам, рождённым рабами гордыни, нужно также умереть в пустыне?
Мы знаем, что Божия Матерь взяла самодержавную власть в Свои руки в нашей стране, показав это явлением Своего образа «Державная» в день отречении царя Николая II от престола. Так стоит ли вырываться из Её материнских рук, словно дитя переходного возраста? К тому же, мы знаем, что Царство православное на земле, если и придёт в форме православной монархии, то лишь на время — далее явится антихрист — жизни на земле так или иначе всё равно придёт конец! «Быт и место бесскорбные на земле — несбыточная мечта, которой ищут умы и сердца, чуждые Божественного просвещения, обольщённые бесами» — пишет святитель Игнатий Брянчанинов. Так разве скорбного временного царства надо искать? Или всё-таки Христа, Который за нас распялся?..