Святой — как единственный настоящий революционер в этом мире

3489
Фото

Людям свойственно прельщаться «великими идеями», бороться за них, полагая свою душу во имя их осуществления, а также роптать на всех, кто в эту идею не верит, не видит, «духовно не дорос, чтобы понять». Такой маленький личный апокалипсис получается: бьёшься, бьёшься — а никто и пальцем двинуть не хочет, чтобы тоже возжелать осуществления «идеала». Таков вопрос и о восстановлении монархии в России, например.

Да много таких вопросов — у большинства духовно думающих, небезразличных людей. На мой взгляд, это одна из ступеней на пути спасения человека, при условии, если он правильно сможет принять происходящее: сменить ропот на терпение и благодарение Господа за всё, что есть. Несмотря на то, что это так далеко от того, что могло бы быть, если бы нам всем хоть на чуточку измениться к лучшему. Но мы ведь не должны смотреть на своих ближних и мечтать, как могло бы быть, если бы они покаялись. Мы должны смотреть на себя и видеть, что сами мы далеки от идеала, поэтому и недостойны его увидеть в своей жизни. Так вот, подобный вопрос об идеализированной православной монархии получил особо широкое распространение сегодня. В связи с этим хотелось бы дать позицию Русской Православной Церкви по данному вопросу.

Протоиерей Всеволод Чаплин принял участие в работе круглого стола в Общественной палате РТ

«Монархия, конечно, это религиозно более высокая форма государственного устройства, чем республика, и многие православные люди надеются на её восстановление», — сказал глава Синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, отвечая на вопрос о возможности восстановления монархии в России. «Однако, — продолжил он, — такая перспектива связана с духовным состоянием общества. Священник процитировал «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в которых сказано, что «изменение властной формы на более религиозно укоренённую без одухотворения самого общества неизбежно выродится в ложь и лицемерие, обессилит эту форму и обесценит её в глазах людей. Однако нельзя вовсе исключить возможность такого духовного возрождения общества, когда религиозно более высокая форма государственного устроения станет естественной». «Народ к монархии должен быть духовно готов. Без этого восстановление монархии может оказаться карикатурным», — подчеркнул представитель Церкви.

Таким образом, нужно быть внимательным не к каким-то внешним формам проявления нашей жизни, будь то государственное устройство или что-то другое, а исключительно к личной духовной жизни, которая есть покаяние. Ибо только через него у человека существует единственная возможность обрести истинное Православное Царство — Царство Христово. И оно не от мира сего, говорит нам Евангелие (Ин. 18:36). Поэтому все свои силы прикладывать нужно для созидания этого Царства внутри своего сердца. И это можно делать в любом месте и при любых внешних условиях. Ибо, если человеку некомфортно «здесь и сейчас», то ему будет некомфортно, куда бы он ни бежал, потому что себя он понесёт за собой. Но «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), нужно только открыть Его в себе через покаяние, омытие от многочисленных грехов. И оно есть — мир, покой и духовная радость. Одним из первых грехов (после грехов смертных), который отрезает нас от Царства в преисподнюю, является, например, столь распространённое осуждение ближних и дальних.

И если когда-нибудь в целом обществе российском сложится внутри сердец наших это Царство, если оно будет бережно храниться и возделываться, то это естественным образом отобразится и на внешней нашей жизни в восстановлении православной монархии. Но без первого этапа — внутреннего его обретения — восстановление монархии станет не просто «карикатурным», а царством антихриста.

Поэтому лишь та проповедь, которая ведёт к личному глубокому покаянию каждого отдельного человека, полезна и для души, и для общества. Её следствие — реальное приближение к Царству. А проповедь о «великих идеях» и общественных преобразованиях зажигает лишь нездоровый интерес к тому, что мы не готовы пока принять, и отвлекает от главного. Ведь вот женщины, которые никогда не были ЗаМужем — никогда ни перед кем не смирялись и жили, как хотели, теперь хотят царя над собою, наивно имея какие-то розовые представления о православной монархии. И вот мужчины, которые в своё время уклонялись от служения в армии, также наивно полагают, что православный царь привёл бы страну в порядок. Конечно, это не серьёзно.

Вот если мы вырастим таких детей, которые будут жить с Богом и только Богом… Если маленькие девочки вырастут и станут настоящими заботливыми матерями для своих детей и жёнами, чтущими своих мужей. Если маленькие мальчики вырастут настоящими, любящими мужчинами, способными стоять на духовной и внешней защите своей семьи и православного Отечества и исполнять то, чего требует долг, а не собственные желания. Тогда это станет почвой для прорастания монархии. Да и способны ли мы учить этому, сами не умея сего?..

И мы должны учиться чтить не только отца и мать, но и всякую власть над нами, поставленную Богом. То есть ту власть, которая сейчас есть над нами, а не когда-то будет. Она никогда не будет лучше, если мы не станем достойными лучшего. Ведь даже избранный народ израильский Господь сорок лет водил по пустыне, пока не умерло поколение людей, живших в египетском рабстве. Даже пророк Моисей остался вне земли обетованной. Это Бог их так наказал за неверие Ему? Нет. Это показатель того, что они и не могли обрести землю обетованную, потому что были причастниками другой жизни. Может быть и нам, рождённым рабами гордыни, нужно также умереть в пустыне?

Мы знаем, что Божия Матерь взяла самодержавную власть в Свои руки в нашей стране, показав это явлением Своего образа «Державная» в день отречении царя Николая II от престола. Так стоит ли вырываться из Её материнских рук, словно дитя переходного возраста? К тому же, мы знаем, что Царство православное на земле, если и придёт в форме православной монархии, то лишь на время — далее явится антихрист — жизни на земле так или иначе всё равно придёт конец! «Быт и место бесскорбные на земле — несбыточная мечта, которой ищут умы и сердца, чуждые Божественного просвещения, обольщённые бесами» — пишет святитель Игнатий Брянчанинов. Так разве скорбного временного царства надо искать? Или всё-таки Христа, Который за нас распялся?..

Новости по теме

Держава Царицы Небесной
Публикации 15 марта 2024
Держава Царицы Небесной

Образ Пресвятой Богородицы Державная был явлен относительно недавно, чуть более 100 лет назад. Произошло это чудесным образом 15 марта 1917 года — в день, ставший знаковым для целой эпохи нашей страны.

О народной памяти: размышления в день святых царственных страстотерпцев
Публикации 17 июля 2023
О народной памяти: размышления в день святых царственных страстотерпцев

Сегодня, вдень памяти святых царственных страстотерпцев царя Николая, царицы Александры и их детей, хочется поразмышлять о том, как важна народная память.

Кровь новомучеников Российских — плодотворная почва, на которой обильно взошли ростки веры Христовой
Публикации 6 февраля 2022
Кровь новомучеников Российских — плодотворная почва, на которой обильно взошли ростки веры Христовой

Проповедь благочинного Покровского округа Чистопольской епархии протоиерея Виталия Кузьмина в день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской

Приговор к Жизни
Публикации 10 октября 2021
Приговор к Жизни

Чьи жизни во времена гонений могли быть более трагичными и яркими, чем жизни и страдания архиереев Церкви — тех, кто перед Богом нёс ответственность за духовную жизнь тысяч и миллионов людей?