Невеселое лукавство ума

6406
Фото

«Тангейзер» — одна из самых насыщенных христианским светом опер Рихарда Вагнера. Он написал ее в начале своего творческого пути. Впереди будет испытание христианской мистикой («Лоэнгрин»), увлечение германской мифологией с ее эстетикой и философией («Кольцо Нибелунгов») и в конце — апофеоз христианской идеи в «Парсифале». Но «Парсифаль» насквозь мистичен и символичен, а «Тангейзер» прост и ясен в изложении основной идеи — любви, смирения, покаяния, всепрощения. Поэт-певец Тангейзер проводит годы в гроте Венеры, обучаясь у нее науке плотской страсти, но начинает скучать по земной жизни. Венера не отпускает его, и только обращение к Богородице освобождает поэта от власти языческой богини. Вырвавшись из грота, он оказывается на состязании певцов в замке Вартбург, где его ожидает возлюбленная, племянница маркграфа Елизавета. На состязании в своих стихах Тангейзер так яростно защищает силу плотской любви, что все догадываются о его знакомстве с Венерой, и он должен отправиться в паломничество в Рим, чтобы в покаянии обрести прощение. Но папа римский не прощает его: скорее зазеленеет его сухой посох, чем простятся грехи Тангейзера. В отчаянии Тангейзер возвращается на родину, где о его прощении молится чистая Елизавета. Она просит Богоматерь о смерти, чтобы оказаться пред очами Господа и вымолить у Него прощение для любимого. Елизавета умирает, не дождавшись поэта. Тангейзер ищет пути обратно к Венере в ее грот, но весть о смерти возлюбленной рассеивает наваждение. Он умирает. А пилигримы, вернувшиеся в этот момент из Рима, возвещают о чуде: сухой посох папы зазеленел.

Музыка оперы невероятно красива и трудна одновременно, так что «Тангейзер» — редкое наслаждение. Опера незаслуженно находится в тени более популярных спектаклей, тем дороже каждое ее появление на российской оперной сцене. К сожалению, последнее возвращение к нам «Тангейзера» вышло скандальным…

опера «Тангейзер»

Да, я тоже не смотрела новосибирского «Тангейзера» — как и те десятки музыкальных критиков, церковных и общественных деятелей, театроведов и искусствоведов, артистов и художников и простых обывателей, которые сейчас с возмущением встают на защиту гонимого режиссера спектакля и попираемой свободы творчества. В том виде, как они ее себе представляют. Я не смотрела — да и не стала бы после того, как познакомилась с изложением режиссерской концепции в его интервью. Она не вызывает у меня симпатии. Но полемика вокруг нее также ужасно несимпатична: она поражает воинствующим неприятием культуры в высказываниях самого режиссера и его защитников, подменой понятий, интеллектуальным шантажом — словом, тем, что можно назвать обольщением ума, лукавством, самообманом и обманом, вольным или невольным.

Тимофей Кулябин, режиссер оперы «Тангейзер»

«Мне ничего не известно о средневековых певцах мейстерзингерах. Я не жил в Средние века, не присутствовал на состязаниях и никогда не был в венерином гроте», — говорит режиссер в интервью сетевому ресурсу «Медуза». И поэтому он избрал свой путь — путь сознательного искажения либретто (что — тоже лукаво — именуется осовремениванием оперы), так что в итоге от вагнеровского замысла ничего не остается. Возникает недоумение: если режиссер так открыто заявляет о своем незнании (при этом прочитывается активное нежелание знать) материала, так зачем ему вообще для изложения своих творческих идей понадобился Вагнер? Тот, кто впервые придет в Новосибирский оперный послушать Вагнера, не узнает в этой постановке его настоящего… Но за лукавством проступает истинная подоплека замысла: христианская идея оперы «Тангейзер» кажется несовременной и скучной, осовременить — значит эпатировать неожиданными сюжетными ходами вплоть до кощунства (подробности постановки — в интервью режиссера «Медузе»). Видимо, такая интерпретация соответствует, по мнению постановщика, культурным запросам современной публики. Какие уж там мейстерзингеры с их странной приверженностью чистой любви и вере!

Но нет! Тут начинается новый виток лукавства. Эпатирует, оказывается, не режиссер — эпатирует Тангейзер, который снимает кино о жизни Христа у Венеры. И в результате герой оперы наказан безумием. Эту развязку умело использует в своей защите режиссера Тайга.инфо: «Господам православным и правоохранительным органам нужно понять, что Тимофей Кулябин по сути самого животрепещущего вопроса — на их стороне. Как истинный христианин, он обрекает богохульника на ад уже на Земле». Как истинный христианин? Чудные же понятия у нас об истинных христианах… А по какому праву он вообще обрекает? Почему посох в конце не расцветает? Почему режиссер лишает зрителя надежды на прощение Всевышнего — идеи, центральной для оперы, которую он ставит?!

опера «Тангейзер»

Социальные сети дружно подхватывают защиту режиссера. «Тогда давайте запретим фильм «Семнадцать мгновений весны» — ведь там показывают свастику и другую нацистскую символику!» — один из распространенных аргументов Интернет-сообщества. При этом никто не замечает, что совершается дикая логическая подмена: ставятся на одну доску историческая символика нацисткой Германии, без которой фильм о ней выглядел бы по меньшей мере странно, и измышленное новосибирским режиссером пребывание Христа в гроте Венеры…

Ну а кощунственный постер «фильма о Христе»? И тут лукавство. Мало кто описывает его объективно. Это все-таки, видимо, для многих еще трудно. В основном говорят, как бы потупившись, о распятии на фоне обнаженной женщины… Да и Распятие ли это? Нет, это просто распятие… И все в том же духе. Не стыдно ли, господа, за такое извитие словес? Или как раз так стыдно, что вы пытаетесь сказать, что к Христу этот постер отношения не имеет, окончательно запутываясь тем самым в своих основных тезисах и аргументах?

опера «Тангейзер»

И вновь обольщающий самообман: подумаешь, постер присутствует на сцене всего-навсего 30 (40… 50…) секунд… Послушайте, какая разница, сколько по времени он там присутствует?! Он оскорбителен. Он оскорбителен для любого культурного человека, воспитанного в стране с христианскими корнями. Ислам не прощает кощунства по отношению к его религиозным ценностям и символам. А мы сами — сами! — издеваемся над своей верой, порочим ее символы — и называем это свободой творчества.

Горько, что круг защитников знамени творческой свободы все ширится, объединяя людей заслуженных и уважаемых. В церковной среде также нет единого суждения по этому вопросу… И это тревожно. Все встают на защиту некоего символа, не задумываясь о его содержании, не задумываясь о том, что любая свобода предполагает прежде всего ответственность. И если мы не хотим в один прекрасный день оказаться в обществе обещанного нам классиком Грядущего Хама, мы сегодня должны сопрягать с понятием творчества понятие не только свободы, но и совести.

Новости по теме

В Казани состоялась Рождественская архиерейская ёлка В Казани состоялась Рождественская архиерейская ёлка

7 января 2024 года в Татарском государственном театре кукол «Экият» состоялась Рождественская архиерейская ёлка. На праздник были приглашены воспитанники воскресных школ Казанской епархии, юные прихожане татарстанских храмов, дети из многодетных семей, дети участников специальной военной операции, ребята с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитанник воскресной школы Никольского собора Казани стал лауреатом Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» Воспитанник воскресной школы Никольского собора Казани стал лауреатом Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»

В Москве под председательством главы Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения члены жюри подвели итоги XIX Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».

В Казани подвели итоги епархиального конкурса «Красота Божьего мира» В Казани подвели итоги епархиального конкурса «Красота Божьего мира»

5 ноября Отдел религиозного образования и катехизации Казанской епархии подвёл итоги епархиального конкурса детского творчества «Красота Божьего мира». В этом году конкурс посвящён наследию Александра Сергеевича Пушкина и приурочен к

«Светлый вечер в Казани»: византийский хор Николо-Малицкого мужского монастыря «Аксион Естин» «Светлый вечер в Казани»: византийский хор Николо-Малицкого мужского монастыря «Аксион Естин»

13 июня на радио «Вера - Казань» вышел очередной выпуск программы «Светлый вечер в Казани». Гостями программы стали участники византийского хора Николо-Малицкого мужского монастыря «Аксион Естин» (г. Тверь).