Умение прощать — это великое искусство

8111
Фото

Мы, слава Богу, добрались до Прощеного воскресенья, то есть, можно сказать, уже вплотную подошли к Великому посту. И всегда великопостный путь начинается с чина прощения. Почему это так важно — у всех попросить прощения и самим всех простить? А потому что без этого нельзя жить, без этого нельзя дышать. Потому что энергия непрощения, энергия злобы, энергия ненависти и желание отомстить — это смертоносная энергия. Если она начнет в человеке накапливаться, то она просто убьет его. И телом он будет еще живой, а душой — мертвый, потому что он не может простить. Разумеется, надо простить. Это настолько важно, что даже зафиксировано в нашей самой основной молитве. Какая у нас самая главная молитва? «Отче наш»! Там сказано: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Мы говорим: «Господи, прости нам, потому что и мы прощаем». А если ты не прощаешь, то ты не можешь произносить эту молитву, да и не только эту — ты вообще не имеешь права обращаться к Богу. Помните, что в Евангелии сказано: «Если ты принес дар к алтарю и вспомнил, что брат твой имеет нечто на тебя, ты должен оставить этот дар и вернуться, помириться с братом своим, иначе твой дар будет в очах Божьих как мерзость». Иногда бывает и так: человек ревностно постится, а простить не хочет.

Не хочешь простить? Тогда весь твой пост, весь твой подвиг — это даже не пустое место, а просто мерзость перед Богом. Практика показывает, что мы все-таки как-то можем подойти к человеку и попросить у него прощения, сказав: «Прости меня». Это легко, когда ты не в ссоре. Ты его не обидел, и он тебя не обидел. Но очень тяжело подойти к человеку, когда ты находишься с ним в конфликте. Когда между вами вражда, особенно многолетняя. Вот тогда это невероятно трудно.

И каждый раз, когда мы слышим звон церковного колокола, мы должны понимать, что он призывает нас не только к молитве, а в первую очередь к борьбе, к сопротивлению, к настоящей войне. Но мы воюем не с людьми. Наша война, как говорит Апостол, «против духов злобы поднебесной». Но даже не они, эти демонические силы, наши главные враги. Наш самый главный враг — это мы сами, это наши гордые, себялюбивые и подлые сердца. И наша задача — покорить этот неприступный бастион. Ведь умом мы понимаем, что нужно прощать, и даже говорим: «Я прощаю, и меня прости!». Но сердцем — нет, не прощаем. И через двадцать лет помним, что кто-то на нас не так посмотрел, что кто-то нам что-то не то сказал.

Умение прощать — это великое искусство, как и умение забывать. Надо смотреть на человека так, как будто ты с ним никогда не ссорился. И это возможно, но только в одном случае — по милости Божьей, по благодати Божьей. Прощающее сердце — это дар Божий. Помните, как молился царь Давид: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Конечно, мы должны просить Бога об этом, но его невозможно заставить дать нам этот дар. Тут уж как Он сам захочет. Захочет — даст, а если не захочет — не даст. Но нам-то что делать? Как нам быть с этим сердцем непрощающим? А наше дело — стараться, сражаться, воевать, причем иногда даже без всякой надежды на победу. Но какая победа?! Столько лет борьбы и усилий, и ты видишь, что ты ни в чем особо не преуспел, и, скорее всего, так и помрешь весь в грехах и страстях. Да, вероятно, так и будет. Помрешь, и тебя грешного и страстного бесы и демоны возьмут как свою добычу, и потащат в Тартар. А Господь скажет: «Подождите, дайте-ка я посмотрю на него. Да, он действительно смрадный и грязный! А что это за дорога, по которой он шел? Временами спотыкался, временами падал, но потом вставал и снова карабкался. А на что он надеялся? Ведь понятно же, что с таким грузом, с такими грехами ему не подняться. Но он на Меня надеялся, и даже осознавая всю глубину своего падения, он помнил обо Мне и звал Меня. Поэтому Я не отдам его вам. Он ко Мне шел. Да, не дошел. Да, не смог. Но он возвращался домой, он шел домой. Я возьму его с Собой, это Мой сын, это Мое дитя».

Помните вот эти слова из Писания? Я почти каждый день их читаю. Эти строчки полны упования и надежды. Это Послание к Римлянам, 8-я глава. Помните, там сказано: «Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни глубина, ни высота, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». Никто и ничто не сможет нас отлучить от любви Божьей. И даже если ты далек от цели и тебе кажется, что не дойдешь, то все равно надо идти. А если не можешь идти, то тогда ползи. И какими бы никудышными и немощными воинами мы ни были, мы все равно — Его воины, мы все равно — Христовы воины. А Христос своих не бросает, и нас с вами Он никому не отдаст.

Новости по теме

Неисчерпаемая Чаша Евхаристии
Публикации 17 апреля 2025
Неисчерпаемая Чаша Евхаристии

Сегодня Великий Четверг. В этот день на тридцать третьем году Своей земной жизни, накануне Крестных Страданий, Иисус Христос собрал учеников за Тайной Вечерей

Великие дни Страстной седмицы
Публикации 15 апреля 2025
Великие дни Страстной седмицы

Священники Казанской епархии о самой важной неделе для каждого христианина

Шестая седмица — путь ко гробу Лазаря
Публикации 9 апреля 2025
Шестая седмица — путь ко гробу Лазаря

Великий пост – дорога к Пасхе, а его шестая седмица – путь в Вифанию. Туда, где заболеет, умрет и пролежит несколько дней во гробе Лазарь. Где свершится невероятное – царство смерти отпустит по велению Господа Его праведного друга.

В канун Недели 5-й Великого поста митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Петропавловском соборе Казани
В канун Недели 5-й Великого поста митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Петропавловском соборе Казани

5 апреля, в канун Недели 5-й Великого поста, преподобной Марии Египетской, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в Петропавловском соборе города Казани.