Крещение Господне: переживание потрясающей силы любови Господа к человеку

3029
Фото

Совершая празднование Крещения Христа Спасителя, мы переживаем в этом то, чему уже научены, что привыкли переживать: Бог явился ради нашего спасения, совершилось откровение трёх Лиц Святой Троицы. Свыше был голос Отца, совершилось Крещение Сына, явление в виде голубя Духа Святого. Потрясает, конечно, феноменальный образ Иоанна Крестителя. Можно о многом говорить и многое прочувствовать в дни Крещения Христа Спасителя. Но сегодня хотелось бы сказать только об одном, и, может быть, кому-то не так ярко заметном. Когда Спаситель подошёл к Своему Предтече при водах Иордана и стал просить у него Крещения, Креститель сказал Ему такие слова: «… мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14). То есть, он выразил мысль, что Христос чист, свят, Его нет смысла омывать от скверны. Если кого и крестить — человек Иоанн — его омывать надо Ему, Христу. И вот, дальше идёт, многим непонятная, реакция Христа. Он говорит так: «… оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). Иоанн вдруг понял Христа Спасителя. Он не стал прекословить и, как в одном церковном канте поётся, «дрожащей рукою Христа в Иордане крестил». Так вот, о чём это сказал Спаситель? Какую правду выполнить надо?

Во-первых, нужно сказать, что Евангелие, конечно, писалось не на русском языке. Христос Спаситель был по плоти из народа Израиля и Иоанн Креститель был сыном израильского народа. Там своё понимание тех или иных терминов. Слово «правда» означает справедливость, говоря языком современным. То есть, Христос сказал: «Нам нужно выполнить справедливость». Какая справедливость? А справедливость вот в чём. Мы, православные, очень чётко переживаем свою греховность. Мы ведь не просто грешим от случая к случаю. Мы от случая к случаю под большим напрягом воздерживаемся от греха. По большому счёту, мы постоянно в грехе. Он в нас живёт, мы в нём живём. Мы дышим воздухом греха. А почему? А потому, что мы такие вот. Мы созданы такими Богом. Какими? Грешными? Нет. Но способными и грешить. Господь одарил Своё возлюбленное творение высшей свободной волей. Это что значит? Это значит, что человек со свободной волей может быть с Богом, идти к Богу. Но может и от Бога идти, не вверх подниматься, а опускаться вниз. И второе, мы не просто потомки Адама, а потомки падшего Адама, после греха рождены. И потомки скольких поколений-то от Адама, деградировавших в грехах? Поэтому мы рождаемся с тем, что Церковь называет удобопреклонностью к греху. Нам грешить легче, чем не грешить. Мы это видим.

Вот маленький ребёночек, не вдоль, а поперёк лавочки лежит и в нём проявляется капризность, гордостное стремление настоять на своём. Например, он сухой, сытый, здоровенький, но кричит и кричит. Почему? «Возьмите на руки, поставьте в центр внимания меня!» Это не осознанно делается ребёнком, но вот в том-то и страх. Грех в нас настолько глубоко, что мы бессознательно в грехе пребываем, даже с утробы материнской. Мы все прекрасно помним слова пророка Давида: «… я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7). И Христос Спаситель не винит человека за то, что мы такие. Он мог бы так сказать: «Это ваш выбор, вы свою свободную волю сами направили к греху». Он этого не делает. Он на Себя принимает ответственность за наш выбор, за наш выбор греха.

Он, как бы, говорит Иоанну Крестителю: «Мы должны выполнить справедливость. Людей такими, способными даже впасть в грех, с возможностью падения, создал Я. Я — Творец. И не виноват тот или тот, что он родился не в раю, что он вон уже в каком поколении от Адама, что на нём вот уже такой груз предыдущих поколений, изуродованных в грехе». Он не винит человека. Он говорит: «Нам нужно выполнить справедливость». Какую? Он, Безгрешный, берёт на Себя ответственность за то, что нас такими создал, с такой свободной волей, и что мы уже в Адаме избрали грех и по сей день идём по жизни с удобопреклонностью к греху. Не судит — спасает!

И в этом плане в Его словах, действительно, большая правда. Ведь это Он нас такими создал. Я не выбирал родиться две тысячи лет после Христа, не говоря, уж, сколько после Адама. И на мне груз деградаций этих поколений. Я-то этого сам не выбирал, моей-то вины, в любом случае, в этом нет. И Христос говорит: Я исполню всякую правду. Какую правду? Он берёт на себя ответственность за наш грех, за его последствия. За все эти уродства. Он безгрешный. И безгрешный становится как бы виноватым. Он это показывает через то, что погружается в Иордан, Его омывает Иоанн Креститель — Безгрешного.

И вот эти слова Христа, которые из года в год на Крещение повторяются, они нам, конечно, несут радость. Что, да — Господь нас создал со свободной волей. И это радость. У нас есть возможность свободного выбора роста вверх, совершенствования в любви богоподобной. Поэтому праздник Крещения Господня нам напоминает, что Бог справедлив. Но в первую очередь, Его справедливость по отношению к Себе. Он с Себя спрашивает, а не с нас. А нас прощает, милует и любит. Поэтому-то мы переживаем в Крещении вновь и вновь потрясающую силу любови Господа к нам. Вновь и вновь чувствуем Его всепрощающее, бескорыстное чистое чувство. Вновь и вновь обретаем надежду, даже если свою свободную волю уже и сами направили ко злу, надежду на Его милость, на Его прощение. Ибо Он справедливости ради, или как Он выразился — правды ради, взял на Себя ответственность за наш неправильный выбор, за наш грех. Поэтому, если мы проявляем веру, покаяние, мы омываемся благодатью Христовой от греха. Поэтому я, конечно, рад всех поздравить с этим праздником Крещения Господня и с той духовной радостью и правдой, которую Он несёт.

Существует благочестивый обычай: в Палестине, в этот день в воды Иордана погружаются с верой христиане, воспоминая молитвенно, покаянно, своё крещение, обеты, данные при Крещении и возбуждая себя, как бы, через это к памяти своих обещаний и жизни по воле Божией. В наших краях тоже эта традиция есть. Но у нас не ближний Восток — мороз, холод. Тем не менее, есть много желающих искупаться в проруби, которая называется Иорданью. Вот здесь есть один момент, о котором бы хотелось сказать. Спасителю нужно ли это? Нет. Это необходимо? Нет. Это благочестивый обычай. Он неплохой, но не обязательный. И, уж тем более, хотелось бы попросить всех, кто в этот день, в эту ночь крещенскую будет погружаться в воды, следить за собой, чтобы это было покаянно, молитвенно, благочестиво.

Приходилось видеть страшные вещи, когда относились к этому, как к какому-то шоу околоцерковному. Я не раз своими ушами слышал, как мужчина, прыгнув в воду, обжигался холодной водой и с матом вылетал из проруби. Это уже вообще кощунство даже. Поэтому, если погружаться в освящённые воды в этот день, в эти дни, то только с особым устроением. Во-первых, для напоминания о своём Крещении, для возбуждения в себе памяти о тех обетах, которые мы давали при Крещении. Делать это с желанием, с молитвой, с просьбой к Господу, чтоб Он, освящающий Своей благодатью, и через воды освятил и укрепил нас в этих обетах, в этом образе жизни во Христе. Хотелось бы всех попросить с большой болью в сердце не превращать дело Божие в бардак, и тем самым, не усугублять свои грехи. Будем помнить, что Христос сказал — нам нужно исполнить правду. Не беззаконие.

Новости по теме

В праздник Крещения Господня митрополит Кирилл совершил Литургию в Богоявленском соборе Казани В праздник Крещения Господня митрополит Кирилл совершил Литургию в Богоявленском соборе Казани

19 января, в праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и епископ Гедеон (Харон) совершили Божественную литургию в Богоявленском соборе города Казани.

Крещенская вода и суеверия
Публикации 18 января 2024
Крещенская вода и суеверия

Крещенская вода — великая святыня, как и переводится, кстати, греческое слово «агиасма», обозначающее эту воду. И что нам делать с этой святыней? Зачем она нам дана?

В Крещенский сочельник митрополит Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в Никольском соборе Казани В Крещенский сочельник митрополит Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в Никольском соборе Казани

18 января, в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), митрополит Кирилл и епископ Гедеон совершили вечерню и Литургию святителя Василия Великого в Никольском кафедральном соборе Казани.

«Беседа со священником»: иерей Александр Ермолин — о празднике Крещения Господня
Онлайн-трансляции 17 января 2024
«Беседа со священником»: иерей Александр Ермолин — о празднике Крещения Господня

17 января на портале «Православие в Татарстане» состоится прямой эфир программы «Беседа со священником». Эфир проведет руководитель Миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин. Темой беседы станет праздник Крещения Господня.