Беседа с художником, расписывающим храм

10302
Фото

В престольный праздник Раифского подворья

9 октября Православная Церковь отмечает память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Храм в селе Большие Ключи, освященный в его честь, в этот день отмечает и престольный праздник.

Храму Иоанна Богослова повезло — стенные росписи, иконы для иконостаса, да и для храма в целом написал Юрий Вячеславович Пацуков. Это один из художников, который решил посвятить себя иконописи и переехал из Петербурга поближе к Раифскому монастырю...

— Красиво расписан храм. Настоятель отец Константин изначально делал акцент на восстановление удивительных росписей...

— Отец Константин делает все, чтобы служба Богу велась, и чтобы все этому помогало: росписи не отвлекали, иконостас был величественным, чтобы все было направлено на молитву...

Удивительная роспись в куполе храма — изображение Бога-Отца. Практически нигде более вы не встретите такого, ведь в православных церквах запрещалось писать одного Бога-Отца, традиционно писали Святую Троицу: то есть Бог-Отец, Бог-Сын и Бог— Святый Дух. И сегодня перед нами восстановленная роспись как раз в историческом контексте.

Контуры иконостаса сохранены именно такими, каким и был иконостас. От старого осталась только одна икона — голова Херувима. Иконостас в старину был выполнен в стиле русского барокко, Со слов очевидцев, во времена богоборничества иконы и частички резьбы были просто-напросто варварски растащены.

— Если под куполом и чуть ниже сохранились сюжетные линии, то откуда Вы брали дальнейшие сюжеты?

Существуют же каноны и разумение художника, который должен прислушиваться к своему сердцу и пользоваться этим самым разумением. Искусство росписи храма... Никакого ноу-хау... Все росписи и иконостас Болынеключинского храма — все сделано по старорусскому принципу. К такому решению мы пришли с отцом Константином и получили от архиепископа (ныне митрополита) Казанского и Татарстанского Анастасия благословение — писать так, как это было изначально.

А росписи, которая я пишу, они не есть что-то новое, я их не придумываю. Смотрю на старых фотографиях, книгах, в древних храмах. Добавляю свое, конечно. Может, пишу немного в другом колорите, в другой цветовой гамме орнамента, например.

Восстанавливали мы росписи в Большеключинском храме вместе с художником из Санкт— Петербурга Александром Батановым. Это стало возможным благодаря благодетелю Владимиру Зубареву.

Некоторое время помощником был художник Павел (не помню фамилию), а вместе со своей женой Ларисой, по благословению Владыки расписали алтарь. Помогал и местный житель, фотограф, Эдик Закиров, не расписывать, конечно... помогал с лесами, что-то подносил, что-то уносил. Благодаря многим Вы видите то, что получилось...

— А иконы? Вы же расписывали и иконостас...

— Да. Расписал. Иконы и сейчас продолжаю писать. Надо сказать, что пишутся лики святых только по каноническим законам. Но есть еще внутреннее переживание: и не важно сколько раз ты уже писал этот лик. Каждую икону начинаешь писать с трепетом... Молишься. Да и как не молиться, как можно не общаться с образом, который ты пишешь? Но прежде, чем написать, икона рождается в голове. Идет постоянная работа: хожу ли, ем ли, ложусь ли спать — представляю, как буду писать ту или иную складку одежды, поворот головы... Даже после написания иконы некоторое время все еще есть некое напряжение... Все это человеческое, конечно... Ведь понимаешь, какая ответственность на тебе лежит, что именно через написанный тобой образ, будут обращаться к Богу... Без любви к Богу писать иконы невозможно.

— А какими красками Вы пользуетесь?

— Для начала скажу, что современные иконы сделаны на холстах или непосредственно на стене, на штукатурке. В иконостасе — по сусальному золоту.

Для икон использовались настоящие минеральные краски. Минералы эти добываются на Урале и в Сибири. Они привозились в храм, а для получения краски перетирались вручную. Это старинное ремесло, одно из самых почитаемых богоугодных дел.

Стараюсь работать в том же направлении, что и Максим Шешуков из Свияжска, правда, плетясь в хвосте. (Смеется). Я считаю его своим учителем, хотя он и младше меня по возрасту.

— Скажите, а икону великомученика Пантелеймона, которая до сих пор мироточит, писали Вы?

Великомученика Пантелеймона писал я... Но художники просто пишут иконы, а потом все зависит от Бога...

8 августа 2008 года во время молебна у святого образа целителя Пантелеймона верующие обратили внимание на проступающие на золотистом фоне иконы маслянистые капли...

Владыка Анастасий засвидетельствовал мироточение иконы и благословил верующих обращаться к Пантелеймону целителю за молитвенной помощью.

Писалась икона на старинной иконной доске, никакого древнего образа на ней не сохранилась. Прошло четыре года после написания святого, вдруг мне звонит отец Константин и спрашивает: что ты наделал с иконой, олифа течет?! Потом оказалось, мироточит икона... Все в руках Господа.

Храм Иоанна Богослова мне очень дорог, да и не только мне. Поклониться к святыням приезжают отовсюду. Но думаю, прежде всего, к священнику, которому дан дар от Бога собрать в храме столько святынь...

В настоящее время в церкви Иоанна Богослова появились ДРЕВНИЕ ХРАМОВЫЕ ИКОНЫ, которые бережно хранили верующие на протяжение десятилетий советской власти. Среди них, главная храмовая икона — апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Ее нашли на чердаке дома бывшего старосты церкви...

Удивительный образ Богородицы с Младенцем на руках несколько лет назад был принесен в дар ныне почившему игумену Филиппу (Сидорову) со словами, что принадлежала икона Ключинскому храму Иоанна Богослова.

С тех пор прошло много лет. Сегодня, после реставрации, образ Богородицы вновь обрел первоначальное место.

Икона «Неопалимая купина». Уникальность иконы в том, что на полях изображены более 20 святых угодников, там же установлены и частички их святых мощей. Частички мощей святителя Филарета (Амфитеатрова), священномученика Владимира, митрополита Киевского, частичка облачения святителя Спиридона Тримифунтского, Илии Муромца, Анны Кашинской, Тита— воина и других святых. В центре иконы — мощевик с веточкой Неопалимой Купины, привезенной со Святой горы Синай.

Если Вы присмотритесь к старинной храмовой иконе Иоанна Богослова, слева наверху увидите образ Божией Матери «Грузинская». Ничего случайного нет — храм сейчас является подворьем Раифской обители, где хранится чудотворный образ Богородицы «Грузинская»...

— Это точно. Случайного ничего нет. Все промыслительно.

Знаете, в 17 лет я поступил в педагогический институт им. Герцена в Питере. Это был 1979 год. На первом курсе мы изучали предмет «История древнерусского искусства». Нас повели в Русский музей. Именно там я впервые увидел иконы Древней Руси. Андрея Рублева, конечно: апостола Андрея, апостола Петра. Самые прекрасные иконные ансамбли рублевской живописи. Подошел тогда к ним близко-близко. И подумал, рассматривая: как все сложно-то. что это за техника такая... как это краски так наложены... Даже помню мысль: вот бы этим заняться... как бы этим искусством овладеть... вот именно такой техникой. И тут же другая мысль все перечеркнула: кому нужны эти иконы сейчас. И такая тоска охватила: от увиденной старины, от того, что вижу, хочу, а не могу...

И вот прошло много лет. Но те яркие ощущения не забыты. Я когда к вере пришел, начал расписывать храмы, вспомнил эти первые свои ощущения от увиденных икон.

Да, это промысел Божий... И чем бы не занимался человек, какими делами, все приходит к тому, как должно быть.

Свою первую икону — образ Григория Победоносца — я написал в 90-х годах. Потом забросил. Сейчас — вот оно, продолжение...

Никогда не хотел писать картины. Удивительно даже. Художником, человеком, который фонтанирует идеями, я никогда не был. Не мечтал и даже не допускал этого. Себя видел только оформителем. Даже начало моих работ в храме сродни оформительским. Вот так постепенно все вылилось в написание икон. Стало смыслом моей жизни. Пусть Господь не оставляет меня на этом выбранном пути. Мне это интересно, как и в первый день, не наскучило, не приелось, стало образом жизни.

— Помоги Вам Господь!

Новости по теме

«Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани «Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани

В беседе с ведущей программы «Светлый вечер в Казани» Ольгой Павловой она рассказала об интересных страницах истории города, поделилась особенностями своей профессии и личными открытиями.

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Бессоново. Максим Андреев
Публикации 11 марта 2024
Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Бессоново. Максим Андреев

На портале «Православие в Татарстане» продолжается показ короткометражных фильмов, созданных в рамках информационно-просветительского проекта «Вглубь». Очередная картина посвящена селу Бессоново Тетюшского района РТ.

Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Сибирчи. Наталья Зайцева
Публикации 7 марта 2024
Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Сибирчи. Наталья Зайцева

На портале «Православие в Татарстане» продолжается показ короткометражных фильмов, созданных в рамках информационно-просветительского проекта «Вглубь». Очередная картина посвящена селу Сибирчи Апастовского района РТ. Героиней фильма стала художница Наталья Зайцева.