Подготовка Церкви к Великому посту

4177
Фото

Церковь готовится к Великому посту постепенно — в течение трех предшествующих ему недель.


Первая подготовительная неделя

Во время первой подготовительной недели, называющейся неделей мытаря и фарисея, нет поста, поэтому она называется сплошной седмицей. Обычно пост бывает по средам и пятницам. В воскресенье на Литургии читается Евангелие от Луки, притча о мытаре и фарисее (Лк. 18:9—14).

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Эта притча задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, помогут снискать нам милосердие Божие, и только тогда мы сможем увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Она учит нас подходить к посту с покаянием и без гордыни. С этой недели до пятой недели великого поста за всенощным бдением после чтения Евангелия поется покаянная молитва «Покаяния отверзи ми двери».

Вторая подготовительная неделя

На второй подготовительной неделе, называющейся неделей о блудном сыне, среда и пятница — постные. В воскресенье перед этой неделей на Литургии читается притча о блудном сыне (Лк. 15:11—32).

«Рече Господь притчу сию: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

В этой притче Иисус Христос рассказал о том, как блудный сын вернулся в отчий дом. Иногда и мы уходим от Господа, нашего Отца, а Церковь призывает нас вернуться к Нему. Она говорит, что если мы искренне раскаемся в своих грехах, то Господь нас простит и проявит милосердие. В эту неделю, а также в две последующие на всенощной после полиелея поется 136-й псалом, описывающий страдания евреев в вавилонском плену и их тоску об отечестве. Эту притчу можно понимать и в переносном смысле: люди находятся в греховном плену и тоскуют о духовном отечестве — Царствии Небесном.

Третья подготовительная неделя

Третья подготовительная неделя называется мясопустной, или сырной, а также масляницей. На этой неделе среда и пятница не являются постными, однако мясо есть уже нельзя. Молоко, яйца, рыбу, сыр, масло — можно. По традиции в это время пекутся блины и устраиваются различные увеселительные мероприятия.

Воскресенье мясопустной недели называется неделей о Страшном Суде, а на Литургии читается Евангелие о Страшном Суде (Мф. 25:31—46) и о последнем мздовоздаянии, чем Святая Церковь желает побудить грешников к покаянию.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

В песнопениях сырной седмицы воспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами. Этим Церковь напоминает нам, что мы должны делать добрые дела, и зовет грешников к покаянию, напоминая о том, что за все грехи им придется отвечать.

Сыропустная неделя. Прощеное воскресенье

Последнее воскресенье перед Великим постом называется сыропустом, потому что им оканчивается ядение сыра, масла и яиц.

На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Мф. 6:14—21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не сможем получить прощения грехов от Отца Небесного, а также о посте и о собирании небесных сокровищ. В этот день, называемый Прощеным воскресеньем, христиане имеют благочестивый обычай просить друг у друга прощения и принимать все меры к примирению с враждующими. Это первый шаг на пути к Великому посту. После вечерни, чтобы подать пример другим, священник просит у всех прощения. Затем прихожане испрашивают прощение у священника, а также друг у друга. В этот день верующие делают все возможное для того, чтобы со всеми помириться. В некоторых церквах постная вечерня служится сразу после Литургии.

Новости по теме

Неисчерпаемая Чаша Евхаристии
Публикации 17 апреля 2025
Неисчерпаемая Чаша Евхаристии

Сегодня Великий Четверг. В этот день на тридцать третьем году Своей земной жизни, накануне Крестных Страданий, Иисус Христос собрал учеников за Тайной Вечерей

Великие дни Страстной седмицы
Публикации 15 апреля 2025
Великие дни Страстной седмицы

Священники Казанской епархии о самой важной неделе для каждого христианина

Шестая седмица — путь ко гробу Лазаря
Публикации 9 апреля 2025
Шестая седмица — путь ко гробу Лазаря

Великий пост – дорога к Пасхе, а его шестая седмица – путь в Вифанию. Туда, где заболеет, умрет и пролежит несколько дней во гробе Лазарь. Где свершится невероятное – царство смерти отпустит по велению Господа Его праведного друга.

В канун Недели 5-й Великого поста митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Петропавловском соборе Казани
В канун Недели 5-й Великого поста митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Петропавловском соборе Казани

5 апреля, в канун Недели 5-й Великого поста, преподобной Марии Египетской, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в Петропавловском соборе города Казани.