Новомученики и исповедники Казанской земли

12574
Фото

Он спокойно выслушал приговор тройки. Перекрестился сам и перекрестил палачей. Раздались выстрелы. Так, 20 ноября 1937 года по решению тройки НКВД был расстрелян в городе Чимкенте священномученик Кирилл (Смирнов), назначенный в июне 1920 года митрополитом Казанским и Свияжским. Он неоднократно арестовывался и приговаривался к различным срокам заключения, главным образом за отказ от сотрудничества с властями.

Согласно «Завещанию» Святейшего Патриарха Тихона должен был исполнять обязанности патриаршего местоблюстителя после его кончины, но вследствие пребывания в ссылках и тюрьмах исполнить волю Патриарха возможности не представилось.

В 1981 году был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью Заграницей. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года был прославлен в лике святых для общецерковного почитания, как и четырнадцать других наших святых. В Казани на улице Чистопольской освящен и действует храм во имя священномученика Кирилла Казанского.

В 2018 году отмечалось столетие с начала открытого гонения на Православную Церковь в России. Уже осенью 1917 года, после прихода к власти большевиков, пролилась кровь новомучеников Церкви Русской. В ходе междоусобной смуты, открытых антицерковных акций, вследствие стремления построить безрелигиозное общество, преследованию подверглись тысячи православных иерархов, священников, монашествующих и простых мирян, точное число которых нам доподлинно не известно. Советской властью проводились антицерковные кампании по отделению Церкви от государства и школы от Церкви, изъятию церковных ценностей, вскрытию святых мощей, повсеместному закрытию монастырей и храмов по надуманным предлогам, поддержке обновленческого и других расколов. Своего пика гонения достигли в конце 1920-х — 1930-х годах.

Новомученики и исповедники ХХ века Церкви Русской — это предстатели и молитвенники наши пред Богом, радеющие о сохранении Державы Российской и православной веры в ней.

Среди них — священномученик, епископ Чистопольский, последний ректор Казанской Духовной академии Анатолий (Грисюк). После окончания Киевской духовной академии в 1903 году занимаясь научными исследованиями, стал признанным специалистом в области церковной истории. 6 июня 1913 года был назначен ректором императорской Казанской Духовной академии, на этой должности оставался вплоть до ее закрытия.

С сентября 1928 года архиепископ Одесский и Херсонский, с 1932 года — митрополит. В 1936 году снова арестован за антисоветскую агитацию, был приговорен к пяти годам заключения с отбыванием в лагере в Республике Коми. В январе 1938 года вследствие болезней и физического истощения скончался в лагерной больнице. В 1997 году канонизирован в лике местночтимых святых Херсонской епархии; на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года прославлен в лике новомучеников и исповедников.

Среди них — священномученик, епископ Свияжский Амвросий (Гудко).

С 1914 года епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии. 18 марта 1917 года был уволен на покой и определен настоятелем Свияжского Богородицкого монастыря Казанской епархии. В последней своей беседе с братией монастыря говорил:

«Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда мы можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи и дадут вечное блаженство».

8 августа 1918 года был арестован красноармейцами, которые прибыли в монастырь для захвата запасов хлеба. На следующий день 9 августа, по личному распоряжению Льва Троцкого владыка был расстрелян на станции Свияжск. По сохранившимся воспоминаниям очевидцев епископ Амвросий молился Богу на коленях с воздетыми к небу руками, пока для него копали могилу.

В 1999 году священномученик Амвросий был канонизирован как местночтимый святой Казанской епархии.

Среди них — священномученик, епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов).

В период обучения в Казанской Духовной академии сблизился со старцем Гавриилом (Зыряновым), настоятелем Седмиозерной Богородичной пустыни близ Казани. Значительное влияние на него оказал видный иерарх Русской Православной Церкви архиепископ Антоний (Храповицкий).

В 1922 году после ареста митрополита Кирилла (Смирнова) и вынужденном отъезде епископа Анатолия (Грисюка) временно управлял Казанской епархией; противодействовал обновленческому расколу. С 1923 по 1937 год неоднократно подвергался арестам. В ноябре 1937 года был вновь арестован за якобы контрреволюционную деятельность. Расстрелян 2 декабря. Был похоронен в братской могиле на Архангельском кладбище Казани.

Священномученик Иоасаф (Удалов) канонизирован Русской Православной Церковью заграницей в 1981 году; в 2008 году Священным Синодом Русской Православной Церкви прославлен в лике новомучеников и исповедников для всенародного почитания.

Мы ищем духовной поддержки у светильников веры Христовой — у преподобномученицы Маргариты Мензелинской, настоятельницы Мензелинского женского монастыря, которая не покинула свою обитель и была расстреляна на паперти соборного храма.

26 октября 1999 года игумения Маргарита была канонизирована в лике местночтимых святых Уфимской епархии; на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года она была прославлена в лике новомучеников и исповедников для общецерковного почитания.

Ищем поддержки у преподобномучеников Зилантовыхдесяти послушников святой обители во главе с настоятелем архимандритом Сергием (Зайцевым), расстрелянных у Алексеевской церкви монастыря 10 сентября 1918 года, ворвавшимися туда красноармейцами.

Молитвенно обращаемся к преподобномученикам Раифского монастыря, явивших нам образ нелицемерного стояния за Христа и расстрелянных в 1930 году.

Высокий пример новомученичества и исповедничества показали выпускники и преподаватели Казанской духовной академии: архиепископ Феодор (Поздеевский), архиепископ Гурий (Степанов), епископ Амфилохий (Скворцов), архиепископ Евсевий (Рождественский), епископ Иона (Покровский), священник Павел Дернов, священник Феодор Гидаспов.

Память новомучеников — это не одно лишь историческое воспоминание. Новомученики — опора и дня сегодняшнего, ибо мы верим и знаем, что они не умерли.

Расстреляны, но живы, похоронены, но стоят у Престола Божиего, потому что бессмертна душа. Они положили свою жизнь за Бога, за веру, за Россию, которую любили и за которую не боялись умереть.

Эти люди сознательно шли на смерть, поскольку они вместе с апостолом Павлом могли сказать: Для меня жизнь — Христос, а смерть — приобретение (Филипп. 1:21).

Нам важно внимательно вчитаться в их жизнеописания, исследовать их подвиг, ощутить силу их духа, понять, где брали они силы перед лицом смерти свидетельствовать о своей вере во Христа.

Новости по теме

Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года
Публикации 16 июля 2024
Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года

1612 год стал переломным моментом в эпохе Смутного времени. В феврале из Нижнего Новгорода в захваченную поляками Москву выступило народное ополчение под началом князя Дмитрия Пожарского.

Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года
Публикации 15 июля 2024
Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года

В 1579 году в Казани произошло чудесное обретение иконы  Пресвятой Богородицы. Образ Божией Матери промыслительно вошёл в историю России и сыграл  особую роль  в горькие годы Смутного времени.

Святитель Ермоген и его «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани»
Публикации 10 июля 2024
Святитель Ермоген и его «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани»

Чудотворную икону Божией Матери, обретённую в Казани в 1579 году, одним из первых держал в руках казанский священник Ермолай. Именно так звали до принятия монашеского пострига будущего святителя Ермогена, патриарха Московского и всея Руси.

История обретения Казанской иконы Божией Матери. Даниил Онучин и отроковица Матрона
Публикации 9 июля 2024
История обретения Казанской иконы Божией Матери. Даниил Онучин и отроковица Матрона

В июле 1579 года в Казани случился страшный пожар. Многие жители города лишись крыши над головой. Как только стихию удалось победить, казанцы стали отстраиваться заново. Поставить дом – дело нескорое, а нужно было успеть до зимы.