В июле 1579 года в Казани случился страшный пожар. Многие жители города лишись крыши над головой. Как только стихию удалось победить, казанцы стали отстраиваться заново. Поставить дом — дело нескорое, а нужно было успеть до зимы.
Вместе с другими погорельцами спешил со строительством и стрелец Даниил Онучин. Он старался ради жены и дочери, девятилетней Матроны. Душа изнывала смотреть, как родные скитаются по чужим углам.
Царский воин тревожился за дочку — после пожара с ней происходило что-то странное. Однажды ночью Матрона проснулась взволнованная и рассказала необычный сон. Девочка утверждала, что видела Божию Матерь. Пречистая Дева велела извлечь из земли Её образ и указала место на пепелище, где следует копать. Стрелец горячо верил в Бога, но не допускал мысли, что Богородица может явиться ребенку. Откровения — это удел святых, а простые смертные не должны доверять снам. Так Даниил и объяснил дочери.
Но девочка продолжала настаивать на своём. Она уверяла родителей, что Божия Матерь приходила к ней во сне во второй, и в третий раз. Матрона плакала и просила сделать так, как велит Пречистая Дева — найти на пожарище икону. Наконец, отец и мать прислушались к дочери. На участке, указанном девочкой, обнаружили под слоем земли и пепла свёрток из сукна вишнёвого цвета. Под ветхой тканью люди увидели образ Богородицы «Одигитрия», что в переводе означает «Путеводительница». Древняя икона была светлой, словно её только что написали.
Весть о чуде мгновенно облетела город. К месту обретения святыни прибыл архиепископ Иеремия с духовенством. Священники доставили образ Божией Матери в ближайшую к пожарищу церковь святителя Николая, где соборно отслужили благодарственный молебен. Затем икону крестным ходом перенесли в Благовещенский собор, самый древний в Казани. Во время молитвенного шествия произошло исцеление двух слепцов — Иосифа и Никиты. Так началась история чудотворений всенародно любимой в России Казанской иконы Божией Матери.